Муниципальное общеобразовательное учреждение
Едейская средняя общеобразовательная школа имени З.П.Саввина
МО "Намский улус" Республики Саха (Якутия)

Здоровье ребенка - забота общая

Соловьева Оксана Афанасьевна

 
Контакты
Телефон: (262) 25-093
Факс: 8(262)25093
edejskayasosh@yandex.ru
© Едейская СОШ РС(Я), 2007 г.
 

 

 

 

 

Тезис доклада


Тема: «Педагогические условия формирования валеологичкской культуры учащихся
сельской начальной школы»


На сегодняшний день актуальность формирования валеологической культуры обусловлена тем, что уровень здоровья учащихся по России в целом и Якутии, в частности очень низкий. Особенно оно ухудшается в школьный период обучения. Учебнообразовательный процесс в школе не носит здоровье сберегающий характер, отмечается перегрузка в учебных занятиях и малоподви>кный образ жизни. У наших детей отсутствует стойкая мотивация на здоровый образ жизни, культуру здоровья, поскольку отсутствуют учебные планы и программы, предусматривающие обучение здоровому образу жизни, воспитание культуры и менталитета здоровья.
Исходя из этого, мы определили тему исследования: Педагогические условия формирования валеологической культуры учащихся сельской начальной школы».
Разрешите не останавливаться на научном аппарате, а перейти к гипотезе, задачам, изложенного содержания работы.
Гипотеза: Если учебно-воспитательный процесс в школе организован с учетом психологического комфорта и ценности каждой индивидуальной личности, индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся, предоставляет возможности для творческой деятельности и самореализации личности, включает в себя наряду с педагогической медикопрофилактическую деятельность, то будет сохранено здоровье учащихся, сформирована валеологическая культура.
Достижение цели исследования предлагала решение следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2. Изучить российский и республиканский опыт формирования валеологической культуры.
3. Выявить критерии сформированности валеологической культуры учащихся начальной школы.
4. Проводить мониторинг состояния здоровья учащихся начальных классов.
5. Составить программу клуба «нНеболейка» для начальных классов сельской школы.
В начальной школе особое значение в валеологизации приобретает гигиеническое нормирование, информационная сторона учебного процесса и организация обучения, стиль взаимоотношений педагога и учащегося, включая оценку результатов его учебной деятельности.
Эксперимент проводился в Едейской средней школе Намского улуса.
В работе по валеологизации учебно-воспитательного процесса мы опираемся на концепцию национальной школы, на программу «Эркээйи», поэтому воспитательная работа строится с учетом традиционной народной педагогики, чтобы каждый ребенок на родном материнском языке впитал в себя культурное наследие своего народа богатство души, религию и философию.
В личностно ориентированном обучении в нашем классе была разработана программа клуба хНеболейка», которая включает в себя те технологии и методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья, способствуют сохранению и укреплению ЗОЖ (см. приложение)
Целью данной программы является формирование основ здорового образа жизни учащихся, родителей, и их активное участие в реализации программы.
Основные задачи программы:
> Подготовка детей к обучению в школе
> Развитие творческого потенциала учащихся
> Педагогизация родителей
> Профилактическая работа в семьях
> Организация летнего труда и отдыха.
Валеологическая работа включает широкий диапазон: общемедицинские, психологические,
психофизиологические, педагогические. Поэтому их разнообразие в программе логически
обоснованы:
- Изучение бытовых условий семьи с целью определения создания оптимальных условий для
развития ребенка, детей (отдельная комната для игры и учебы, спортивный уголок)
- развитие задатков, талантов на основе традиций семьи;
- помощь неблагополучным семьям;
- работа с молодыми семьями;
- отслеживание здоровья учащихся, для этой цели ведение медицинской карты и т.д.
- наблюдение за детьми, которые на диспансерном учете.
Методы: беседы, диспуты, «школа родителей», рейды, анкетирование.
Партнеры совместной деятельности: больница, социальный педагог, психолог, классный
руководитель, руководители кружков, секций.
Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно — ориентированном обучении.
В программе были выработаны основные направления оздоровления учащихся:
- учебные занятия в классах рекомендовано проводить в режиме динамических пауз;-

-начало занятий включает в себя пятиминутный комплекс общеукрепляющих упражнений;
-с учителем разучен комплекс упражнений для гимнастики глаз позволяющий укреплять глазные мышцы, бороться с миопией и другими офтальмологическими заболеваниями.
Одно из направлений программы — внедрение в процесс обучения современных здоровьесберегающих технологий — это интегрированные уроки.
Родители и медработники становятся участниками классных часов, обсуждают о сезонной витаминизации учащихся, контролируют за соблюдением режима дня, за сбалансированным питанием.
На протяжении многих лет родители участвуют в спортивных праздниках, театрализованных постановках, утренниках, проходят декады по профилактике и устранению вредных привычек.
Один раз в год проводится научно — практическая конференция, посвященная «Всемирному дню отказа от курения» и «Мы за здоровое поколение», конкурс рисунков и сочинений «Мы — за здоровый образ жизни».
Организация кабинета фитобара с целью охвата учащихся витаминным чаем, в основном в период острых респираторных заболеваний.
Консультативная работа проводится по нескольким направлениям: для учащихся, учителей, родителей. Для развития творческого потенциала в школе ежегодно проводятся традиционные праздники.
Для проведения эксперимента нами было проанализировано состояние здоровья школьников. Проверке подверглись дети обеих групп: экспериментальной и контрольной.
При анализе распределения детей экспериментального класса по группам здоровья прослеживаетсц тенденция увеличения количества детей первой группы здоровья за счет перехода в нее из второй группы.
По сравнению с 2004-2005 у.г. в 2005-2006 у.г. увеличилась количество детей занимающихся в спортивных секциях и кружках. В экспериментальной группе, а в контрольной изменений не произошло.
Примечательно, что все учащиеся экспериментального класса успешно справились с программным материалом.
Как видно из диаграммы с улучшением состояния здоровья детей с каждым годом повышается качество знаний у учащихся.
Подводя итоги нашим размышлениям, а, также принимая во внимание результат работы, можно с уверенностью сказать, что последовательная, правильно организованная работа по сохранению и укреплению здоровья в УВП повышает уровень валеологической воспитанности учащихся, что в свою очередь, играет немаловажную роль в воспитании духовного, физически и нравственно здорового поколения.
т


Hosted by uCoz