Тема: «Дифференциация обучения как условие  развития творческих способностей учащихся сельской школы»

Выполнила: Яковлева Анна Афанасьевна учитель математики  Едейской  средней  школы имени З.П.Саввина, Намского улуса

Сегодня стратегической направленностью школы XXI в.  Становится подготовка  к жизни личности, владеющей опытом творческой  деятельности,  новыми технологиями труда, с этнопланетарным  мышлением, новым экологическим сознанием, способной осмысленно реализовывать новые знания в творческой  продуктивной деятельности. В связи  с этим возросла  роль школьного образования по  формированию у учащихся не только систематизированных знаний, умений, способов мышления, но и таких в современном обществе, необходимых качеств, как самостоятельность, мобильность, предприимчивость, познавательная активность, опыт творческой деятельности.

Таким образом,  актуальность  исследования проблемы  дифференциации обучения как условия развития творческих способностей учащихся вытекает из задач демократического общество и образовательного  процесса удовлетворить потребности  и интересы каждого человека.

Тема исследования: Дифференциация обучения как условие  развития  творческих способностей учащихся сельской школы.

Объект исследования: Учебно-воспитательный процесс в сельской школе

Предмет исследования: Дифференциация как условие развития творческих способностей учащихся.

Цель исследования: Разработка теоретических основ дифференциации обучения, обоснование её  эффективности как  ведущего фактора развития творческих способностей учащихся сельской школы.

Гипотеза исследования: Если  в практике  сельской школы реализовать дифференциацию обучения, то развитие  творческих способностей учащихся будет более эффективным.

Задача исследования:

1.        Изучить философскую, научную, психолого-педагогическую литературы по вопросам дифференциации обучения;

2.        Исследовать процесс формирования и развития творческих способностей, учащихся в условиях дифференциации;

3.        Определить и обосновать пути внедрения дифференциации – как ведущего фактора развития творческих способностей учащихся.

Практическая значимость работы заключается в том, что работа может быть использована как теоретическая основа для  ведения  дифференциации обучения в сельской школе.

Новизна исследования: разработка механизма дальнейшего развития сельской общеобразовательной школы  в режиме дифференциации обучения, как ведущего фактора развития  творческих  способностей учащихся.

Н.А.Бердяев утверждал,  что человек -  существо  мыслящее, творческое, обладает  такими качествами как индивидуально  особенное,  активность и творчество и свобода творчества [9].

            Из данного положения вытекает  целесообразность выдвижения  на первый план образования активность, творчество и труд самого  учащегося, субъекта педагогического процесса, что составляет основу дифференциации,  одно из задач которой является  приближение содержания,  технологии образования к  индивидуальности каждого обучающегося.

Образовательные стандарты не нацеливают на осуществление  индивидуального, дифференцированного подхода  к учащимся  в ходе обучения, но  формируют современный взгляд на дифференциацию. Современная точка  зрения  не предполагает  давать одним  ученикам большой объем материала, а другим – меньший. Каждый должен  пройти через  полноценный учебный процесс, который ни для  не может  быть  ограничен  требованиями минимума. Каждый  ученик должен  услышать  изучаемый материал в полном объеме, а уж потом  в праве  добровольно выбирать для себя   уровень усвоения   и отчетности  о результатах своего учебного труда. Учитель обязан создать  ему  необходимые  условия, помочь, но не навязывать и тем  более  не наказывать  ученика  за его выбор, заинтересовать  ученика так, чтобы  он  захотел  учиться на продвинутом уровне.

Для этого  необходимо создать целостную систему образования для  максимального развития личности каждого ученика. Это означает:

  1. Создание образовательной среды

·        Обеспечение углубленного изучения  отдельных дисциплин общего образования;

·        Организация  развивающей  учебно-познавательной деятельности;

·        Создание условий для  значительной дифференциации СО;

·        Введение  предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору;

·        Создание условий для выбора учащимися значимых для них видов деятельности;

·        Установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии  с их  индивидуальными  склонностями  и потребностями;

·        Обеспечение  преемственности между общим и  профессиональным образованием;

  1. Внедрение новых технологий и форм:

·        Технология развивающего обучения Эльконина – Давыдова;

·        Технология коллективного способа обучения;

·        Технология интенсификации обучения на основе схемных и знакомых  моделей;

·        Технология  проектного метода обучения;

·        Технология совершенствования обучения;

·        Активные  поисковые и исследовательские методы;

«То, что хочешь иметь завтра – приобретай сегодня». Что мы хотим иметь завтра? Повергнуты  прежние идеалы, но не  преходящие общечеловеческие ценности останутся навсегда: нравственность, интеллект, способность творить и созидать, стремление  к познанию и самосовершенствованию.

Hosted by uCoz