«Активизация и интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей»

Сегодня стратегической направленностью школы XXI веке, становится подготовка к жизни личности, владеющей опытом творческой деятельности, новыми технологиями труда, с этнопланетарным мышлением, новым экологическим сознанием, способной осмысленно реализовывать новые знания творческой продуктивной деятельности. В связи с этим возросла роль школьного образования по формированию у учащихся не только систематизированных знаний, умений, способов мышления, но и таких в современном обществе, необходимых качеств, как самостоятельность, мобильность, предприимчивость, познавательная активность, опыт творческой деятельности.

В настоящее время модернизация процесса обучения связывается с идеей развития личности, что выражается в стремлении заглянуть в познавательный процесс ученика, в то, как работает его мысль в той или иной ситуации учения, понять, что активизирует его интерес к деятельности. Проблема активизации деятельности учащихся находится в тесной связи с вопросом развития их познавательных интересов.

Задача учителя – пробуждать, направлять и формировать познавательный интерес с тем, чтобы в учебном процессе они выступали не только как средство обучения, а, главным образом, как сильный мотив учения. Каждому учителю, наверное, не раз приходилось сталкиваться с таким явлением: ученик добросовестно пересказывает текст учебника, но стоит его спросить: «что же здесь главное? – как он становится в тупик. А ведь все это «конечный результат» неумения выделять главное и обобщить материал.

Зрелый ум, конечно, оперирует главными основными положениями, проникая в глубокую сущность проблемы.

Искусство рассуждения состоит в том, чтобы сразу подойти к вопросу с правильной стороны, ухватиться за ряд общих идей, которые проясняют целое, и настойчиво группировать вокруг них все второстепенные факты.

Выделение главного способствует не только прочному и долговременному запоминанию, но и развитию логического мышления учащихся, так как включает в себя многие мыслительные операции анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, сравнение конкретизация.

Значит, обучая умению выделить главное, мы обучаем и другим логическим приемам, ученикам следует показывать, что нужно запомнить надолго, что – передавать словами, а что – только посмотреть.

Последовательность действий при выделении главного для создания опорной схемы.

  1. Определить предмет мысли. (О чем идет речь)
  2. Найти ключевые  слова и понятия.
  3. Отделить главное  от второсепенного (произвести сортировку материала)
  4. Обозначить в тексте смысловые опорные пункты для краткого пересказа (краткой записи)
  5. По этим пунктам кратко пересказать (или записать) главное в виде опорной схемы.

В условиях резко возросших требований к повышению эффективности и к качеству учебно-воспитательного процесса и в школе, и в вузе педагогика средней и высшей школы обращается к разработке интенсивных методик обучения. К типичным примерам интенсивных методик обучения иностранному языку (Г. Лозанова, Г.А.Китайородской), методику обучения, разработанную донецким педагогом новатором В.ФШаталовым, и другие.

Понятие «интенсификация», которое все более часто используется в педагогической теории и практике обучения, происходи о латинских слов «интенсио» («напряжение», «усиление») и «фацио» («делаю»). Понятие «интенсификация» в энциклопедических словарях раскрывается через такие понятия, как «увеличение напряженности производительности действенности». Чтобы уточнить педагогическое содержание понятия «интенсификация» применительно к учебно-творческой  деятельности сначала необходимо, очевидно, обратить внимание на его использование применительно к производственной деятельности.

 В последние годы все чаще интенсивное развитие производства противопоставляется экстенсивному развитию. Экстенсивное развитие производства базируется преимущественно на количественном расширении числа работающих, производственных мощностей, которые в своей основе опираются преимущественно на прежнюю технологию, ибо частичную модернизацию. Интенсификация же производства предусматривает, с одной стороны, коренное улучшение технологии, организации производства, с другой стороны опирается на использование резервных возможностей того же числа работающих. Более того, для интенсификации производства характерна существенное увеличение количества и качества продукции при одновременном сокращении числа работающих. Следует заметить, что понятие «экстенсивно» и «интенсивно» использовались К.Марксом для характеристики двух различных типов воспроизводства. Превращения прибавочной стоимости в капитал: «…через известные промежутки времени совершается производство, и притом – если рассматривать его с общественной точки зрения – воспроизводство в расширенном масштабе: расширенном экстенсивно, если расширяется только пол производства; расширенном интенсивно, если применяется более эффективные средства производства».

Современные исследования особенностей интенсификации производства показывают, что «интенсификацию производства можно определить как таковой тип развития производства, который осуществляется на основе научно-технического процесса, за счет совершенствования всех факторов производства и более полного напряженного использования всех применяемых производственных ресурсов».

Если перевести важнейшие признаки «интенсификацию» производства на педагогический процесс, то интенсификация непременно ориентирована на мобилизацию напряжение духовных и физических способностей участников этого процесса. С педагогической точки зрения также нельзя не обратить внимания на то, что интенсификация не включает активизацию, а предлагает применение активизирующих средств, форм и методов воспитания, обучения. Об этом в частности, писал С.И.Архангельский: «Интенсификация учебного процесса путем использования активизирующих средств, форм и методов обучения ставит две взаимосвязанные задачи: повышение качества обучения и одновременно снижение временных затрат».

Актуальность проблемы активизации разнообразной учебно-творческой деятельности не потеряла своего значения и сегодня. Обобщением дидактических исследований в этом направлении явилась докторская диссертация, и монография Т.И.Шамовой, которая активность учения характеризовала следующим образом: «Активным в учении может быть только тот ученик, который осознанно оперирует предметом деятельности, что возможно при условии, если он имеет определенные знания об этом предмете и владеет способами деятельности». В этой же работе  Т.И.Шамовой под активизацией учебной деятельности понимается «организация по всем учебным предметам действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем».

Действительно, интенсификации учебного процесса невозможно достигнуть без системного, комплексного подхода к максимальному использованию резервных возможностей участников педагогического процесса. Интенсифицируя, учебно-воспитательный процесс мы с неизбежностью осуществляем переход от одного уровня активности учащихся на другой, более высокий и результативный. Более того, в условиях интенсификации активизация является не только внешним атрибутом организации, например, в учебно-творческой деятельности, сколько активизацией внутренних, психических (мотивационных, интеллектуальных, волевых и др.) процессов.

Вместе с тем специфика личностного фактора в интенсификации учебно-творческой деятельности такова, что «активизируя» и «оптимизируя», мы должны помнить об ограничениях интенсификации и использовании предельно-допустимых (по физиологическим, психолого-педагогическим нормам) напряжений духовных и физических способностей личности учащихся.

Поиски новых подходов в процессе активизации и интенсификации обучения учащихся привели к и мысли о необходимости применения таких средств и методов, которые бы явились наиболее действенными и результативными. Одним  из таких методов применения знаковых и схемных моделей обучения. Успех их применения зависит от того, какой из них отработан и усовершенствован учителем, насколько сам учитель готов почувствовать их необходимость и пользу.

Любые методы обучения эффективны в руках учителя лишь тогда, когда это его собственные методы – необязательно, но непременно им продуманные и почувствованные, подходящие к его индивидуальным способностям, к его личности. Последнее особенно важно. Всякий педагог воздействует  на тех, кого воспитывает и обучает, именно собственной личностью. И он должен уметь использовать ее сильные стороны для своего дела. А эти стороны у всех разные. И отношения со своим предметом у всех разные: одному больше нравится и лучше в нем одно, другому другое.

Всякий настоящий педагог интуитивно или сознательно ищет и находит приемы, в наибольшей степени, отвечающие его индивидуальным особенностям, а также условиям его работы и особенностям его учеников. Конечно, при этом многие приемы могут заимствоваться – но только отдельные приемы.

Главной целью своей работы считаю достижение целостности математических знаний как главное условие развития интеллекта учащихся.

А это возможно, если:

    - ученик будет  мотивировать в обучении;

    -у него будет возможность изучать материал в соответствии  со своими возможностями и способностями;

    - будет возможность оценивания его деятельности на каждом этапе:

    - взаимоотношение на уроке между учителем и учеником будут соответствовать  с мыслью по действию,

       творчеству;

Для достижения поставленной цели удобной является блоковая подача материала, как комплексное изучение темы, а не отрывочные знания по параграфам.

Важным моментом является мотивированность учащихся. Как достичь заинтересованности учащихся?

Необходим учет причинно следственных связей. Опираясь на ранее изученный материал, выявлять проблему, которая требует решения. На первом этапе проблему ставит учитель. Затем учащихся начнут определять ее самостоятельно. Проблема может быть выявлена также из названия темы, раздела и параграфа. Постановка проблемы, актуализация мотивации являются первым этапом. Учитель просит учащихся составить подробные опорные схемы по отдельным вопросам или предлагает им составить итоговую схему. Умение разбираться и самим рисовать опорные схемы помогает им выявлять главное – причинно-следственные связи в огранном объеме материала.

Изложение теоретического материала блоками с помощью опорных схем позволяет:

    - устанавливает больше логических связей в материале;

    - выделять главное и существенное в большой дозе материала;

    -совместно и одновременно изучать взаимосвязанные действия, операции, функции, теоремы и т д.;

    - знать причинно- следственные связи;

    - сравнивать понятия, рассматривая их одновременно;

    - сопоставлять родственные и аналогичные понятия;

Как бы относиться к этой технологии, ясно, что сам по себе она не может обеспечить ведущую роль теоретических знаний: решающее значение имеет не величина блоков, а способы его изложения и закрепления.  Эти способы должны обеспечивать свободное владение материалом. Это значит, что ученик должен уметь излагать материал своими словами, что его не должно затруднять изменение обозначений или ориентации чертежа, что все нужно сначала осмысливать, а потом уже запоминать, и запоминать не последовательность  слов, а соотношения между понятиями.

На уроках часто используются всевозможные плакаты, схемы и справочные таблицы. Они предъявляются учащимися по-разному, одни выдаются в готовом виде, другие оформляются постепенно, на нескольких уроках по мере изучения определенного раздела теории. Иногда учащиеся самостоятельно составляют таблицы при выполнении домашнего задания. И, наконец, таблица может быть создана на одном уроке как конспект изложенного учителем нового материала. Последнее в отличие от предыдущих отражает индивидуальность учителя нацеливает его на творческий подход. И так, речь идет об особой форме изложения нового материала – с помою составления схем, в которой с помощью букв рисунков, знаков, чисел закодирован материал нескольких параграфов, составляющий особый блок изучаемой темы.  Материал в конспекте должен быть разделен на два или несколько самостоятельных логически связанных между собой блоков. В конспекте  неизбежны сокращения и некоторые произвольные обозначения. В принципе, способ шифровки материала у каждого учителя может быть свой. Это своеобразный ход заменяющий все содержание текста и позволяющий потом легко вспомнить его основное содержание. Имея такой логический костяк поучаемой информации, гораздо легче затем припоминать её конкретное содержание, воспроизводить его значительно полнее и логически более стройно.

На уроках при изложении новой темы учителя на доске делают, разны записи рисунки, одни выдают полностью сразу, другие оформляют постепенно, в общем, не обращая большого внимания на содержание и форме записей. На самом деле запись на доске имеет огромную роль при восприятии и понимании новой темы.

Преподавание будет интересным и эффективным, если учителя станут сами составлять краткие записи, отражающие основные этапы изложения нового. Уроки, на которые разбирается новая тема, обычно объясняя материал, делаю краткие записи в виде схемы, состоящей из нескольких блоков, взаимосвязанных, переходящих от одного вида к другому. Получается некая картина, отражающая всю суть материала урока. Тем самым перед глазами учащихся на доске создается целостная картина изложенной темы. По этой схеме учитель или учащийся быстро могут повторять всю тему. Затем можно стереть с доски некоторые подробные детали то остается блок-схема с пропусками. Например, рисунки без надписей частично выписаны теоремы, некоторые пункты алгоритмических предложений и т д. По этим блок-схемам можно организовать групповую парную работы по выработке ответов, общий обзор темы, выявление переменных проблем. Такой подход дает возможность всем учащимся равный уровень доступности излагать говорить, доказать, анализировать. Разработка такой системы учебной деятельности учащихся обеспечивает достаточно полную и всеобщую активность на уроке. Повышается познавательная деятельность, уверенность в своих силах и способностях.

Достоинством опорных блок-схем является легкость, запоминание изучаемого материала, целостное представление темы.

Такая организация удобна ещё и тем, что учащиеся на уроке много говорят, а это невозможно  на традиционном уроке. Формируется культура общения, (формирование умений монолога, диалога, дискуссии), мышления, т.е. формирование рассудочного мышления: выделение главного из текста; анализ, сопоставление, синтез, дедукция, абстрагирование; теоретического мышления установление взаимосвязи явлений, составляющих целостную систему; рефлексии (понимание моего понимания); критичности мышления.

Уроки на основе активизации и интенсификации обучения отличаются от традиционных уроков, прежде всего тем, что это – деятельность учащихся, их самостоятельная работа.

Это методический элемент, который занимает только некоторую часть урока. Блок-схему учитель создает сам, приспосабливая к нуждам своего преподавания. Путь к успеху проходит через разумное и умелое сочетание нового со старым.

Никто не может учить учителя работать, он должен научиться этому сам.

   Чем детальнее разработана система, тем больше вреда. Должно оставаться места для самостоятельной мысли, дальнейшего усовершенствования.  Этим и интересен, и прекрасен труд учителя.

Hosted by uCoz