Образовательная программа

Методика применения эргономики на уроках родной литературы как средство интенсификации процесса восприятия художественного произведения

Характерной особенностью современного развития человеческого общества является явно обозначившийся интерес к формированию личности. В связи с этим возрастает роль родной литературы в воспитании и образовании подрастающего поколения. Только тот, кто овладел способностями эстетического и нравственного восприятия произведений искусства слова на родном языке, приобретает возможность духовного познания иноязычной культуры. В законе РФ " Об образовании" утверждается, что содержание обучения должно формировать у учащихся адекватную "современному уровню знаний и уровню образовательной программы… картину мира". Одной из главных составляющих этой "картины мира" является представление о малой Родине, родном регионе, в частности о родной литературе. Поэтому формирование у школьников навыков творческого чтения, личностно значимого освоения произведений родной литературы приобретает первостепенную значимость.
В данное время я работаю над темой "Методика применения эргономики на уроках родной литературы как средство интенсификации процесса восприятия художественного произведения", являюсь соискателем кафедры методики преподавания якутского языка и литературы филологического факультета Якутского государственного университета, научный руководитель-доктор педагогических наук, профессор Поликарпова Евдокия Михайловна.
Слово эргономика имеет греческое происхождение от слов еrgon - работать и nomos - закон. Эргономика - это научная дисциплина, изучающая человека и его деятельность в условиях современного производства с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда, что способствует увеличению его производительности, а также обеспечивает необходимые удобства и сохраняет силы, здоровье и работоспособность человека.
Актуальность исследования: Сегодня якутская литература как учебный предмет испытывает огромное негативное воздействие общекультурной ситуации в обществе. Отрицательно сказывается на изучении родной литературы в школе, то что продолжается процесс отчуждения молодежи от духовной культуры народа. При этом ученик постепенно теряет естественные, специфические потенциальные возможности становления и развития, заложенные в нем природой, народной средой.
Духовная жизнь личности уникальна внутренним психологическим процессом взаимодействия мыслей и чувств автора и читателя. Поэтому активный творческий процесс интеллектуального и духовного общения развивает индивидуальные, личностные, интеллектуальные, духовные возможности ученика. Через эргономику пробуждается интерес учащихся к личности автора, к его жизненно- мировоззренческой, нравственной, эстетической позиции, выраженной в произведении. Позицию эту учитель и ученик выясняют, читая, анализируя литературное произведение, осмысляя не только его фабулу, сюжет, но именно его эстетическое содержание, смысл и пафос с позицией добра и зла, красоты и безобразия. Следовательно, эргономика художественного произведения формирует личностно значимое, эстетическое восприятие художественного произведения учащимися.
Объект исследования: методика применения эргономики на уроках родной литературы.
Предмет исследования: процесс восприятия художественного произведения.
Гипотеза: Процесс восприятия художественного произведения учащимися (на уроках родной литературы) будет наиболее эффективным при условии:
- актуализации жизненно важных нравственных и эстетических проблем, раскрываемых в произведении;
- установления связи между идейно-эстетическим содержанием произведения и духовными запросами учащихся;
- систематизации структуры художественного произведения через эргономику;
- проведения диагностики этапов становления личностных ценностей учащихся.
Цель исследования: Теоретически обосновать и разработать методику применения эргономики на уроках родной (якутской) литературы как средство интенсификации процесса восприятия художественного произведения.
Основные задачи исследования:
1. Теоретически обосновать методику применения эргономики при изучении художественного произведения.
2. Разработать эргономику художественных произведений, изучаемых по школьной программе.
3. Экспериментально проверить эффективность использования эргономики при изучении художественного произведения на уроках родной (якутской) литературы.
Методы исследования:
- теоретический: изучение и анализ научной литературы по педагогике, психологии и методике преподавания литературы в школе по теме диссертации.
- социально-педагогический: анализ программ, учебников-хрестоматий, методических пособий для учителей, обобщение опыта работы, анализ творческих работ учащихся, методическая и психологическая интерпретация результатов эксперимента.
- экспериментальный: проведение педагогического эксперимента.
- статистический: количественный анализ результатов эксперимента.
Теоретической и методологической основой исследования являются: теория графов Л. Эйлера; труды философов (В.И.Корнева, Д.С.Макарова, Г.Н.Максимова, Б.Н.Попова); психологии и педагогики (Л.С.Выготского, Э Фромма, К Роджерса, А.Н.Леонтьева, А.М.Левидова); ученых этнографов (Р.И.Бравиной, К.Д.Уткина); ученых методистов (Г.М.Тульчинской, Р.С.Левиной, Е.М.Поликарповой, Н.И.Бугаева, Е.К.Иевлева).
Экспериментальная база исследования: Едейская средняя общеобразовательная школа Намского улуса РС (Я).
Этапы исследования:
-I этап (1999-2001 г.г.) - изучение литературы по проблеме исследования; составление плана экспериментальной работы; знакомство с опытом работы учителей. Разработка методики экспериментальной работы.
- II этап (2002-2004 г.г.) - Проведение эксперимента для выявления эффективности применения эргономики на уроках родной литературы как средство интенсификации процесса восприятия художественного произведения; анализ предварительных результатов эксперимента; корректировка содержания эксперимента.
- III этап (2004-2007 г.г.) - уточнение и корректировка отдельных методических рекомендаций; обобщение и подведение итогов опытно-экспериментальной работы.
Соотношение между предметами изучения методики и технологии можно представить в виде схемы (см. схему 1) . Традиционно считается, что предметом методики является методическая система, включающая цели образования, его содержание, методы, формы, средства и приёмы организации учебного процесса, т.е. методика пытается ответить сразу на три основных вопроса: зачем, чему и как учить? Технолог же начинает действовать тогда, когда цели уже определены, и нужно разработать конкретные процедуры их достижения, поэтому технология отвечает, в основном на третий вопрос триады: как учить?
Эргономика на уроках якутской литературы - это изображение структуры художественного произведения с помощью граф-схем (см. схему 2).
Цель эргономики: Интенсификация процесса восприятия художественного произведения.
Основные принципы:
- Систематизация знаний на основе построения структуры художественного произведения.
- Нравственное воспитание личности через процесс восприятия художественного произведения.
- Формирование навыков творческого чтения.
Методологические основы: этнофилософия, этнопедагогика. этнопсихология.
При изучении художественного произведения по эргономике на первом этапе у ученика развивается слуховое, зрительное, мнематическое восприятие; на втором этапе - ученик учится составлять грамотный анализ произведения на основе сравнения, анализа, синтеза; на третьем этапе ученик создает продукты творчества.
В итоге достигается целостное восприятие художественного произведения в результате воздействия на органы чувств, активной мыслительной деятельности и общения. Таким образом, предполагается достижение интенсификации процесса восприятия художественного произведения.
Образовательной технологией (см.схему 3) будем называть систему, состоящую из:
- модели исходного состояния учащегося, заданной множеством свойств, наличие которых необходимо для осуществления технологического процесса;
- некоторого диагностичного и операционального представления планируемых результатов обучения (модель конечного состояния учащегося);
- средств диагностики текущего состояния и прогнозирования тенденций ближайшего развития (мониторинга) систеиы;
- набора моделей обучения;
- критериев выбора или построения оптимальной модели обучения для данных конкретных условий;
- механика обратной связи, обеспечивающего взаимодействие между данными диагностики и выбором модели обучения, соответствующей полученным данным.
Изучение художественного произведения по технологии применения эргономики на уроках родной литературы делится на три этапа (см. схему 4):
1. Подготовительный этап: На данном этапе учитель через постановку проблем ведет учащихся в мир художественного произведения, при реализации которой ученик получает целевую установку на восприятие этого произведения.
2. Основной этап - этап изучения художественного произведения, где на основе индивидуальной или коллективной деятельности ведется анализ произведения и систематизация полученных знаний в виде граф-схем.
3. Заключительный этап - этап реализации полученных знаний, умений. Итоговые виды работ, выполняемые учащимися, выступают и как результат, показатель уровня усвоения, восприятия художественного произведения, и как перспектива личностного развития ученика.
На каждом этапе изучения художественного произведения учителем ведется диагностика начального, промежуточного и конечного состояния ученика. На основе диагностики учитель может внести корректировку и выбрать оптимальную модель обучения.
Я по данной технологии работаю седьмой год. За этот период составил эргономику произведений малых, средних и больших форм (см. схему 5-7), изучаемых по программе обучения родной литературы. Выступил на улусном, региональном педчтении, провел мастер-классы на семинарах, конференциях республиканского уровня, фундаментальных курсах, а также провел республиканские авторские курсы (2003 г.) по теме "Эргономика на уроках якутской литературы", где получил одобрение своих коллег.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

- Впервые в теории и практике преподавания якутской литературы в школе предлагается теоретически обоснованная методика применения эргономики при изучении художественного произведения.
- Разработаны и апробированы эргономики уроков по изучению произведений родной (якутской) литературы.
- Впервые дается обоснование эффективности использования методики применения эргономики на уроках родной литературы, как средство интенсификации процесса восприятия художественного произведения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная методика способствует обновлению содержания уроков, повышению образовательной и воспитательной роли художественного произведения, ее влияния на становление школьника, как творческой мыслящей личности.

Hosted by uCoz