E-mail: tobutova@yandex.ru

 

СТРУКТУРА
Контакты
Телефон: (262) 25-093
Факс: 8(262)25093
edejskayasosh@yandex.ru
© Едейская СОШ РС(Я), 2009 г.
 
 
 
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Едейская средняя общеобразовательная школа имени З.П.Саввина
МО "Намский улус" Республики Саха (Якутия)
Математика - это одна из самых удивительных чудес...
Самостоятельный и творческий поиск
В 2000г мною разработана и защищена поисково-творческая работа «Обучение младших школьников решению задач». Преобразование современной школы, а именно, более свободный выбор предметных учебных программ, введение альтернативных учебников, многоуровневое и дифференциальное обучение, создание новых технологий, усиление демократизации школьной жизни – все это способствует переосмыслению педагогической деятельности.
Ранее сложившаяся система школьного образования при всем разнообразии ее форм подчинена задаче усвоения учащимися определенной суммы знаний, умений, навыков. Учебный процесс сохранил неразрешенными противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальным способом усвоения знаний, с одной стороны, а также индивидуальными темпами учебно-познавательной деятельности каждого учащегося, с другой стороны: задачей дифференциации образования и единообразием содержания и технологией обучения; между преобладающим в школе объяснительно - иллюстрированным способом преподавания и необходимостью деятельного характера учения, между демократизацией и гуманизацией школьной жизни и традиционной системой организации обучения. С моей точки зрения, сложившиеся противоречия влияли на закономерности физиологического, психологического восприятия и запоминания информации обучающимися. Я считаю, что качественно новому развитию школы должно соответствовать использование методики обучения на коммуникативной основе, помогающей обучаемым успешно овладеть знаниями, развивать познавательную активность, устойчивость интереса, самостоятельность и Чтобы обеспечить ведущую роль теоретических знаний и осознания детьми процесса учения, в каждой учебной теме и задании я определяю для себя, какие взаимосвязи и отношения окружающего мира скрыты в этом учебном материале, в каких понятиях и закономерностях они выражены, какими способами действий надо овладеть школьникам, чтобы вскрыть эти отношения и прийти к выводу понятий, установлению закономерностей вместо их усвоения в готовом виде; создаю условия, при которых дети в результате собственной учебной деятельности приобретали бы знания, могли реализовать свои способности, интересы. Использую разнообразные методы и формы организации учебной деятельности, позволяющие активизировать мыслительную деятельность обучающихся: ролевые игры, дидактические игры, нестандартные уроки, урок - путешествия, урок - телепередача, урок – сказка, соревнования, рейтинги, олимпиады. Урок путешествие «Задача араас керуннэрэ» во втором классе, урок –сказка «Элбэх бэлиэлээх чыы?ылаларга дьайыылар». Учителю много приходится работать над тем, чтобы приучить детей думать, проникать в суть явлений, повысить их внимания к слову и действиям учителя, сделать их активными участниками учебно-воспитательного процесса. От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависят в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.
Активизация познавательной деятельности – одна из основных задач учителя. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее последующему решению различных задач. Устойчивый
познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой материал. В процессе игры на уроке учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда - стремление быть первым, быстрым, ловким, собранным, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля, характер.Многие упражнения можно строить на материале различной трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в работе учащихся с разным уровнем знаний. Дети при этом чувствуют себя свободно, а поэтому уверенно, и с интересом приступают к выполнению упражнения. Каждый получает карточку с заданием – задачей. Задачи у всех одни и те же, но степень помощи в решении для каждого ученика оказывается различной. За предшествующие годы обучения дети научились решать простые задачи разных видов, а так же составные задачи в 2 -3 действия. Для закрепления умения решать эти задачи предлагаю их в течение года для самостоятельного решения устно или с записью. При этом для развития учащихся использую упражнения творческого характера: Составление задач учащимися и их решение; Преобразование данных задач и их решение;
Сравнение задач и их решение;
Сравнение решений задач.
Включая такие упражнения, соблюдаю дифференцированный подход, учитываю разную степень готовности учащихся к их выполнению.
Так, например, хорошо подготовленным ученикам предлагается решать задачи по краткой записи, составив выражение, слабо успевающим – составить задачу по краткой записи и закончить ее решение.
Многие учителя, особенно начинающие, знакомы с трудностями, связанные с организацией на уроке фронтальной работы над текстовой задачей. Ведь в то время, когда большая часть учащихся класса только приступает к осмыслению содержания задач вместе с учителем, другая, пусть меньшая часть уже знает, как их решать. Одни учащиеся способны видеть разные решения, другим необходимо значительная помощь для того, чтобы просто задачу решить. Да и потребность в мере помощи различна у разных учеников. При этом определенная часть учащихся класса так и остается недогруженной, так как предлагаемые задачи слишком для них просты. В связи с этим возникает вопрос: «Как же организовать на уроке работу над задачей, чтобы она соответствовала возможностям учащихся?»
Анализ работы психологов позволил выделить уровни умение решать задачи младшими школьниками. Охарактеризую их.
Низкий уровень. Восприятие задачи осуществляется учеником
поверхностно, неполно. При этом ученик вычленяет разрозненные данные, зачастую несущественные элементы задачи. Ученик не может и не пытается предвидеть ход ее решения. Средний уровень. Восприятие задачи сопровождается ее анализом. Ученик стремится понять задачу, выделить данные и искомое, но способен установить между ними лишь отдельные связи. Высокий уровень. Ученик выделяет целостную систему взаимосвязей между данным и искомым. Ученик способен самостоятельно увидеть разные способы решения и выделить наиболее рациональный из возможных.
Для того чтобы организовать разноуровневую работу над задачей в одно и то же время, я использую индивидуальные карточки – задания, которые готовлю заранее в трех вариантах. Карточки содержат системы заданий, связанные с анализом и решением одной и той же задачи, но на разных уровнях. В размноженном виде они предлагаются учащимися в виде печатной основы. Ученики выполняют задание письменно в специально отведенном для этого месте. Предлагая ученику вариант оптимального для ученика уровня сложности, мы осуществляем дифференциацию поисковой деятельности при решении задач. В задачах мы намеренно как бы и изолируем план решения от вычислительных действий. Это сделано с целью формирования умения осуществлять целостное планирование решения задачи. Преимущество его перед «пошаговым» видим в том, что при этом внимание учащихся концентрируется на поиске обобщенного способа решение задачи вне зависимости от конкретных числовых данных, отвлекаясь от них.
Важным является вопрос об организации такой работы на уроке. Благодаря тому, что варианты заданий приспособлены к возможностям
учащихся, а печатная форма предъявления задания снимает сложности, связанные с оформлением, на уроке может быть организована самостоятельная работа учащихся. Во время этой работы учитель имеет возможность оказать индивидуальную помощь отдельным учащимся.
Одним из путей активизации деятельности учащихся является установление связи изучаемого материала с окружающей детей действительностью. Работа над составлением и решением арифметических задач непосредственно отвечает этой цели. Многие задачи в учебниках математики содержат познавательные вопросы, требующие не только выполнения простейших арифметических действий, но и проявления элементарных исследовательских качеств. Например: «доярка надоила от 6 коров по 12л молока от каждой. Поместится ли это молоко в 2 бидона емкости по 32 л каждой?»
Здесь учащимся нужно не только ответить на вопрос:
«Сколько всего литров молока надоила доярка?», Но и решить важную с практической точки зрения проблему: «Поместится ли это молоко в два бидона емкости по 32л каждой?». Для ответа учащиеся под руководством учителя должны произвести сопоставление найденных ими (а не данных в условии) двух величин: количество полученного молока от всех коров и общей емкости бидонов. К сожалению, в настоящее время из – за желания учителей включить в урок различные виды урока, несколько ослаблено внимание к выработке у учащихся навыков и умений решения задач. А ведь регулярное включение в работе с классом задач развивающего характера, повышенной трудности способствуют развитию интереса и интеллектуальных способностей детей, активизирует их познавательную деятельность. Так же для повышения интереса к решению задач на
движение следует использовать разнообразные чертежи и схемы. Они позволяют наглядно представить ситуацию, способствуют осознанному приобретению знаний, умений и навыков, развитию памяти, речи, мышления. Учитель начальных классов должен выработать навык решения как простых, так и составных задач на движение, на основании которого школьники смогут решать более сложные задачи по алгебре и физике в старших классах.
Перед собой я ставлю 3 задачи:
Собрать и систематизировать теоретический материал.
Пополнить методическую копилку.
Повысить методический уровень.
Задачи на движение представляют собой тот благодатный материал, который может, служит прекрасным средством развития мышления учащихся. При работе над задачами, связанными с нахождением места встречи одновременно движущихся навстречу друг другу тел, учитель сначала выясняет, ближе к какому пункту произойдет встреча и почему.
Постановка дополнительных вопросов познавательного характера к задачам не только помогает детям в решении задач, но и усиливает практическое содержание задач, способствует выработке умения применять полученные знания в жизни, на практике. Кроме того, такая работа повышает эффективность самого процесса обучения решению задач. В практике обучение математике заметно большее влечение детей к текстовым задачам, нежели к вычислительным примерам. Это не удивительно: в задаче, как правило, интерпретируется некоторое реальная ситуация, близкая пониманию детьми, явно выражена
связь с практикой. Вычислительные же примеры представляются детям абстрактными, лишенными практической цели, работа над ними – скучным занятием. Между тем именно вычислительные примеры являются основным средством формирования умений и навыков выполнять вычисления, без чего не мыслимо овладеть основами наук, а так же почти любым видам практической и профессиональной деятельности.
С 1998г. работаю по системе развивающего обучения Эльконина - Давыдова. Учебник А.М Захарова, Т.И. Фещенко «Математика» предоставляет учителю большие возможности для формирования у младших школьников приемов умственной деятельности.
Основной целью курса математики является формирование и развитие УД предпосылок теоретического мышления (анализ, целеполагание, планирование, рефлексия); системы научных понятий. Эта специфическая цель требует особой организации деятельности детей через решение ими учебных задач. Содержание учебного материала существенно отличается от традиционного. Обогащение содержания происходит за счет включения способов предметных действий (в математике – измерение величин) и реализации культурно - исторического подхода. Перед детьми разворачивается происхождение, становление и развитие понятий или другого учебного элемента. Причем понятие числа вводится как отношение величины к мерке (в основе лежит теория измерения величин, а не теория множеств). Материал учебника позволяет включить всех учащихся в работу, способствует самостоятельному «открытию» новых знаний, изложение материала направлено на формирование логического мышления, учитываются возрастные особенности учащихся. Так, при изучении темы «признаки предметов. Счет» в учебнике не только упражнения, начинающиеся со слова
«Сколько?», но и упражнения, которые включает учащихся в разнообразную деятельность, связанную с осознанием операции счета и с введением математических символов. В работе для усвоения порядка слов - числительных можно использовать различные формулировки, например: «Что изменилось? Чем похожи рисунки? Покажи « лишнюю» картинку». Анализируя картинки с точки зрения различных их признаков, учащиеся также упражняются в счете. При этом все дети могут принимать активное участие в работе, в том числе и те, кто не усвоил порядок слов числительных. Для усвоения натурального ряда чисел и принципа его образования учащиеся постоянно обращаются к действиям с предметами, рассматривая различные ситуации. В учебнике много иллюстраций, которыми можно воспользоваться при формировании представлений о смысл действий, много заданий для учащихся, при выполнении которых дети соотносят:
А) предметные действия с математическими записями;
Б) математические записи с графическими моделями;
В) вербальную модель с предметной и графической.
В учебнике нашли отражение новые подходы к изучению нумерации чисел, формированию вычислительных умений. Основным способом введения нового вычислительного приема является не показ образца действия, работа с моделями. Используются приемы сравнения, выбора при образовании и конструирование, предлагаются различные виды заданий. Учебник формирует вычислительные навыки, способствует развитию пространственных представлений, формирует понятие «задачи» и умение их решать. Как и любого учителя, меня интересует результативность поисково-творческой работы. Опыт моей работы воспринят коллегами. Делюсь своими педагогическими находками на заседаниях МО учителей школы, и на
улусных семинарах НПК.
В 2005 году выступила на улусном семинаре учителей начальных классов « Единое образовательное пространство как условие развития младшего школьника в условиях сельской школы» по теме «Задача араас керуннэрэ», 2 кл., урок -сказка «Элбэх бэлиэлээх чыы?ылаларга дьайыылар».
Я удовлетворена результатами своей работы, удовлетворение испытывают и мои учащиеся. По их мнению, и мнению родителей, взятому из материалов анкетирования, все учебные предметы интересны, а процесс обучения доставляет им радость и вызывает только положительные эмоции.

 

 

Hosted by uCoz