Воспитание активного, всесторонне развитого молодого поколения сложный многогранный процесс. Неотъемлемой составной частью этого процесса является эстетическое и трудовое воспитание. Немалая роль в деле дальнейшего совершенствования системы воспитательной работы с учащимися отводится реформа общеобразовательной школы, при проведении которой намечен целый ряд эффективных мероприятий по обеспечению целенаправленной подготовки школьников к труду, выбору будущей профессии. В эстетическом воспитании огромную роль играет изучение технологии прикладной художественной обработки материалов и изготовления декоративно-прикладных изделий. Исходя из программы образовательной области "Технология" Министерства общего и профессионального образования РФ разработана примерная программа по курсу - "Технология плетения макраме и фриволите" в 9-10 классах. На основе этой программы разработана электронное методическое пособие что и расширяет возможности эстетического воспитания у школьников.
Плетение по технике макраме и фриволите - трудоемкий процесс. Изучать фриволите желательно после того, как познакомятся учащиеся с художественной вышивкой и вязанием, усвоят такие понятия, как орнамент, цвет, ритм, форма, композиция, масштаб. Последнее при этом будет развиваться и углубляться. Немаловажно и то, что эти виды рукоделия не требуют особых материальных затрат. Требует кропотливой работы, каждый узел, полоса требует расчет, большого времени, терпения, аккуратности. Работа в технике требует самостоятельной работы. Курс рассчитан на 2 года обучения. Цель курса: творческое развитие личности с учетом художественно-эстетического совершенства и индивидуальных способностей. Задача курса: ознакомить с историей развития и возможностями техники плетения макраме и фриволите; развитие трудовых умений и навыков у учащихся; формирование эстетического вкуса; психологическая и практическая подготовка учащихся к общественно-полезному труду; формирование творческого отношения к труду и умения создавать вещи по законам красоты. Существует немало видов художественной обработки материалов. Однако далеко не каждый из них может войти составной частью в содержание занятий в качестве одного из воспитательных средств. Они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Тут нужен индивидуальный подход учителя. У каждой в конце вырабатывается свой почерк и стиль работы. В процессе обучения школьники смогут украсить собственными произведениями интерьер школы и своего дома, создать оригинальные изделия. При выполнении программы учитель имеет возможность применять самые разнообразные методы обучения. При этом создать доброжелательную атмосферу, позволяющую коллективно разбирать удачи и недостатки творческих работ учащихся.Получаемые учащимися знания и умения пригодятся в их жизни, а формируемые при этом такие важные качества личности, как настойчивость в труде, творческая фантазия, аккуратность будут способствовать успеху в любой работе.
Учащиеся должны знать:

  • историю развития и возможности техники макраме и фриволите;
  • материалы для выполнения плетения в технике макраме и фриволите, инструменты и приспособления;
  • технологию плетения узлов и узоров;
  • конструктивные детали и декоративные элементы, вплетаемые в изделия;
  •   определение длины нити;
  • устройство челнока, правила намотки ниток на челнок;
  •   технологию плетения в технике фриволите одним и двумя челноками;
  •   правила выполнения рисунков плетения.

Учащиеся должны уметь:

  •   подбирать материал для плетения;
  • пользоваться инструментами и приспособлениями:
  • выполнять основные узлы и узоры:
  • вплетать в узоры декоративные элементы и конструктивные детали в технике макраме;
  • определять длину нити;
  • наматывать нити на челнок;
  • выполнять плетение в технике фриволите одним и двумя челноками;
  • выполнять эскизы рисунков плетения.

В данной работе дается краткое описание методической пособии. В электронном методическом пособии дается полная программа курса в простой и доступной форме. Показаны приемы плетения и  методика учителя по обучению технологии плетения макраме и фриволите. В пособии представлены планы уроков, которые составлены в соответствии с главной задачей курса. А также представлены схемы, творческие проекты учащихся, тесты, методические рекомендации по организации внеклассных работ, результаты работ. Пособие рассчитано для учителей технологии и педагогам дополнительного образования. 

Изучение технологии плетения  макраме
Макраме относится к узелковому плетению. История узелкового плетения исчисляется тысячелетиями. Есть сведения, что художественное ремесло под названием "макраме" было известно на Востоке уже в 19 в. до н.э. Плетеные изделия различного назначения присутствуют в раннем Египетском искусстве (рыболовные сети, плетеные декоративные предметы). Часть плетеным изделиям приписывали магическую силу. Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах. В дальнейшем изделия плетеные с помощью узелков стали использоваться как украшения сначала в Италии, затем в Северной Европе, в Англии. Плели скатерти, шали, занавески, покрывало, украшали одежду. Были открыты и первые школы макраме. Изделия макраме отражали в своих полотнах и художники. Одним из первых это сделал Сандро Боттичелли в картине "Поклонение волхвов" (1476-1477 гг.) на одном из персонажей надета шапочка макраме. За свою многовековую историю плетение макраме неоднократно забывалось и возрождалось. Менялись назначение изделий, появились характерные особенности оформления их, соответствующие тому или иному историческому периоду, но технология исполнения оставалось прежней. Для него характерны различные виды узлов, из которых одни - более простые, другие требуют значительного мастерства и тренировки. Суть плетения макраме заключается в том, что разнообразные композиции узлов позволяют создавать узоры, воспроизводить стилизованный внешний вид человека, животных, конкретных предметов. Известны различные объяснения термина "макраме". В одних источниках предполагают, что он произошел от турецкого "такраме", обозначающего шарф или салфетку с бахромой или от арабского "маграмах" - покрывало, вуаль, изделия с кистями.
С двадцатых годов XX века макраме вновь возрождается и входит в моду. Популярность макраме в нашей стране росла постепенно. В настоящее время макраме является увлечением многих. Организуются кружки и студии макраме. Приемы узелкового плетения изучают на уроках школьники. Они с увлечением плетут красивые и нужные вещи. Популярность макраме можно легко объяснить. Изделия, выполненные в технике макраме, отличаются не только прочностью, но и красотой и даже изяществом. Широки возможности макраме для творческого проявления личности. В нашей школе ведутся кружки по различным технологиям рукоделия,  курсы по технологии плетения  макраме и фриволите. Учащиеся учатся изготовлять различные предметы  практического назначения в современном стиле. Плетут по технике макраме украшения различных видов, сумки, кошелки, пояса, фигурки животных, панно, кашпо, абажуры и др. Все эти изделия имеют определенное назначение, что характеризует большую практическую значимость плетения макраме.
На 1-й год идет обучение технологии плетения макраме по следующим этапам: теоретический - 9 часов, практический - 25 часов, всего - 34 часа.
I этап - Азбука макраме

  • Виды плетений. Знакомство с макраме;
  • Подготовка к работе: приспособления и материалы для плетения, конструктивные детали, декоративные элементы и т.д.
  • Приемы плетения узлов и узоров: крепление нити на основе, основные узлы и узоры, вспомогательные узлы и узоры, композиционные узлы, орнаментальные узлы.

II этап - Грамматика макраме

  • Приемы начала работы: плетеное кольцо; пико
  • Приемы окончания работы: бахрома; шары, бусы, кисточка; "чистый край"
  • Приемы расширения плетеного полотна: при помощи квадратного узла; при помощи горизонтального узла
  • Полезные советы: окраска нитей, как рассчитать длину нити, если нить порвалась, как отпарить готовое изделие

III этап - Творческий

  • Выполнение эскиза
  • Подбор материала и конструктивных деталей
  • Подбор узора
  • Декоративные элементы
  • Расчет длины и число нитей
  • Закрепление на основе
  • Выполнение работы

Примерный перечень практических работ:

  • изготовление образцов с применением различных деталей;
  • выполнение эскиза изделия;
  • подбор материала и конструктивных деталей;
  • подбор узора и декоративных элементов;
  • расчет количества и длины нитей по образцу;
  • изготовление кулона, кашпо, настенного панно и др;
  • изготовление декоративных элементов к костюму;
  • изготовление кошелька, косметички, салфетки и др;
  • выполнение эскизов скатерти с бахромой, штор и абажура в технике макраме, создающих единый художественный стиль уютного интерьера;
  • выполнение эскизов 2-3 платьев и костюмов с отделочными элементами (кокетка, пояс, декоративные прошвы, цветы и т.д.).

Изучение технологии плетения   фриволите

Фриволите - это французское название особого вида кружев, сплетенного вручную с помощью небольшого челночка. Произошло это название от французского слово frivole- "пустой". Кружева сплетенные методом фриволите - неплотные с большими незаполненными дырочками. Они значительно отличаются по виду от известных еще до появления кружев, гипюра, тюля, валансьена и др. Появилось кружево фриволите в Европе в 18 в., когда особенно было модно украшать одежду, даже мужскую, кружевными воротниками, манжетами, жабо, отделывать юбки, фартуки, чепцы и др. Тогда декоративно-прикладное искусство получило в России бурное развитие. Были открыты новые школы, которые специализировались на разных направлениях в том числе вышивке, кружеве. Ежегодно самые крупные из них издавали отчеты и печатали новых схем и рисунков. Несколько страниц в области фриволите можно обнаружить в энциклопедиях 1987, 1993г. в России подобный метод плетения кружева пришел в 19 в. из Франции и потому сохранил французское название. В Италии такое кружево именуют occhi, что означает "глаз". В Германии его называют schiffchenspitze - "челночное кружево", в странах Азии "манук" (челнок). В 60-х годах 20 столетие после очень долгого перерыва фриволите стало вновь возрождаться в 80-х годов в нашей стране. В последнее время любые изделия, выполненные руками мастера, стали пользоваться большим спросом. Вышивкой, вязаным и сплетенным кружевом украшают одежду и дом. Модными стали вязаные и сплетенные воротники. Овладение методом фриволите поможет вам разнообразить одежду, украсить жилище. При желании этот метод можно комбинировать с другими методами рукоделия. Умело, с фантазией можно использовать отдельные мотивы, выполненные по технике фриволите, для изготовления панно, картин и других композиций. Создавая своими руками кружева, мы вносим в мир красоту и тепло наших рук, а если украсить ими одежду и интерьер, то почувствуем себя немного модельерами и дизайнерами. Не надо гоняться за модным однообразием - пусть кружева помогут вам создать свое лицо. Если проявить фантазию, то можно из обычной узкой прошвы создать модный браслетик - фенечку, добавив туда еще бисер. А если двухрядный воротник сплести из вискозного черного гаруса с перламутровым бисером и надеть его на голую шею вместо ожерелья, то в таком воротнике не стыдно и в люди выйти. Можно использовать в современной одежде, а также украсить интерьер дома. Мода сейчас меняется так же быстро, как времена года. Но то, что делается искусными женскими руками, модно всегда.
После того, как освоят, технологию плетение макраме на 2-й год изучают фриволите: теоретический – 6 часов, практический – 28 часов всего – 34 часа, итого – 68 часов.
I этап – Азбука фриволите

  • Знакомство с фриволите
  • Подготовка к работе: инструменты и материалы для плетения
  • Техника выполнения узла фриволите: узлы для связывания нитей; прямой узел; обратный узел
  • Плетение одним челноком: выполнение основных элементов (кольцо,  полукольцо, пико, пико по шаблону)

II этап – Грамматика фриволите

  • Плетение двумя челноками: плетение дуги; соединение дуги с другими элементами; выполнение замкнутых мотивов; выполнение различных элементов
  • Плетение с бисером: подготовка нити; стеклярус на ножке между кольцами прошвы; бисер на рабочей и ведущей нити; оригинальные способы плетения
  • Соединение кружева с тканью
  • Секреты красоты: как убрать нитки в начале, середины и в конце; как плести фриволите без ошибок; плетение цветными нитями; отделка готового кружева и уход

III этап – Творческий

  • I ступень: выполнение схемы узоров; подбор материала; плетение по схеме изделий; заделывание нити; уход за изделиями
  • II ступень: удивительное кольцо
  • III ступень: непростой элемент «Сетка»

Примерный перечень практических работ:

  • изготовление образцов в технике фриволите;
  • выполнение кружева и прошивки в технике фриволите;
  • кружево из фриволите и вязание крючком;
  • розетка из фриволите;
  • воротник, манжеты из фриволите;
  • выполнение эскизов интерьера столовой, основной элемент оформления которой – изделия в технике фриволите;
  • выполнение эскизов костюма, платья, блузки, юбки основным оформлением которых служат, элементы, выполненные в технике фриволите (воротники, манжеты, кокетки и др.).

Методические рекомендации по организации внеклассной работы

Для успешного проведения занятий кружка прикладного искусства необходимо заранее составить план мероприятий, наметить их тематику, определить цели и задачи, продумать методическое обеспечение.
Кружок прикладного искусства – наиболее распространенный вид внеклассной работы, хотя и имеет свои особенности:
Во-первых, это занятия для тех, кто серьезно интересуется прикладным искусством и испытывает в них эстетическую потребность.
Во-вторых. По своей структуре и содержанию деятельности они отличаются от классных уроков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные вопросы, предусмотренные школьной программой. Организация же работы кружка предполагает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Конечно, это не означает, что педагог должен давать детям лишь то; что они хотели бы получить. Здесь принимаются во внимание подготовленность каждого учащегося, возможности кружка, обеспеченность материалами, инструментами, наглядными пособиями.
Комплектовать группы следует, учитывая возрастные особенности учащихся, уровень их знаний и умений: в один кружок зачислять учащихся с 5 по 7, в другой – с 8 по 9 классы.  Старшеклассники к тому времени, как правило, уже ходят более или менее постоянные занятия.
Успех работы кружка зависит от увлеченности руководителя, правильной организации занятий, обеспеченности необходимым инвентарем, регулярности занятий и их конкретного планирования. Необходимо заранее подготовить все необходимые инструменты и материалы для работы. Нужно обратить внимание на размещение кружковцев. Создать необходимые условия для работы. Фриволите - это очень сложная технология прикладного творчества. Требует кропотливой работы, каждый узел, полоса требует расчет, большого времени, терпения, аккуратности. Работа в технике требует самостоятельной работы. Тут нужен индивидуальный подход учителя. У каждого в конце вырабатывается свой почерк и стиль работы. Фриволите – техника, которая любит расчет каждой петли. Аккуратность зависит от расчета  и строя орнамента.
На занятиях кружка занимаются плетением изделий по выбору или по заданному аналогу. Это могут быть салфетки, комбинированные работы с тканью, воротники, шляпы, вазы, держатели для салфеток и т.д. Усложнение заданий зависит от умения и навыка работы с инструментом. Все зависит от методики  последовательного усложнения практических заданий.
Технология в школе - это образовательная область, цель которой - сформировать у школьников знания о способах преобразования материалов, сырья, энергии и информации в нужный для человека продукт, а также умения рационально использовать полученные знания. Технология как образовательная область имеет уникальные возможности по развитию познавательной деятельности учащихся. Основой образовательной области "Технология" является изучение процесса дизайна - проектирование и изготовление изделий, который состоит из следующих стадий: 1. Краткая формулировка задачи. 2. Исследование и анализ. 3. Дизайн-спецификация. 4. Первоначальные идеи. 5. Выбор лучшей идеи. 6. Проработка идеи и отражение этого процесса на дизайн-листах. 7. Изготовление изделия. 8. Самооценка (защита изделия и самооценка процесса).
Ведущим методом обучения школьников технологии является метод творческих проектов. Этот метод обучения учащихся подразумевает выполнение учеником под руководством учителя творческого проекта, результатом которого является изделие или услуга. Деятельность учащихся по выполнению творческих проектов от идеи до ее полного воплощения в изделие или услуга является проектной деятельностью. В целом, результатом проектной деятельности является не только изделие или услуга, но и главное - интенсивное развитие интеллектуальных и физических качеств школьников, их духовного мира. Человек всю жизнь проектирует, не всегда осознанно, интуитивно. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь. Термин "проект" в переводе с латинского означает "бросание вперед". Метод проектов (от греч. - путь исследования) - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов. Применение разнообразных содержательных компонентов метода проектов в значительной степени способствует формированию у учащихся положительной мотивации к учению, развитию творческих способностей учащихся. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках используются такие виды деятельности, как проекты, упражнения и дизайн-анализ. В данном пособии дается как пример 2 проекта по технологии плетения макраме и фриволите выполненные учениками 8 и 11 класса.

Заключение

По данной технологии обобщен опыт работы по изучению плетения фриволите. Разработана программа курса по технологии плетения макраме и фриволите. Интерес к данной технологии расширяется из года в год. В 2000 г. на улусном семинаре проведен мастер-класс по плетению фриволите, в 2005 году на базе Едейской средней общеобразовательной школе Намского улуса РС(Я) проведена учителями эстетико-технологического цикла республиканский проблемный курс "Духовно-эстетическое воспитание - основа развития личности ребенка в условиях сельской общеобразовательной школы", где была проведена "Мастер-класс" - по изучению технологии "фриволите", открытый урок "Послушные узелки" в 6 классе по изучению техники макраме, в июне 2006 г. на республиканском семинаре-празднике "Уран-уустар туhулгэлэрэ-2006" в с. Чаран, Усть-Алданском улусе проведена мастер-класс по теме "Фриволите", в июне 2007 г. на республиканской педярмарке "Сельская школа" в с. Соттинцы, Усть-Алданского улуса проведена мастер-класс по теме "Технология плетения фриволите". Учащиеся успешно участвуют на улусных и республиканских выставках по декоративно-прикладному искусству, разделу плетения и занимают 1,2 места. Это еще раз доказывает, что успешность процесса обучения зависит от многих факторов, среди которых, на мой взгляд, огромную роль играет обучение соответственно с учетом способности и возможности учащихся. Следовательно, именно это условие должно лечь в основу при выборе технологий, форм и методов обучения и развития.

Рекомендуемая литература

  1. Балаева Ж.Л. – Фриволите с бисером. С-П. «Корона принт», 1999.
  2. Неустроев Р.Д., Акимова В.В., Егоров В.Н. – Декоративно-прикладное искусства народов севера в трудовом воспитании школьников. М.: Академия, 2001.
  3. Максимова М., Кузькина М. – Послушные узелки. – М., 1997.
  4. Кузькина М. – Макраме. М.: ПК «Алтай», 1992.
  5. Кузькина М. – Азбука плетения. М.: Легпромбытиздат, 1992.
  6. Курбатская Н.С. – Фриволите. Культура и традиции, 1992.
  7. Соколовская М.М. – Знакомьтесь с макраме. М.: Просвещение, 1992.
  8. Светашова Т. – Макраме – техника плетения и 40 авторских изделий. Н., 1993.
  9. Рябинина Г.В. – Объемное макраме. М.: «Шалаш», 1997.
  10.  Подарки (энциклопедия). М.: «АСТ- ПРЕСС», 1999.
  11.  Журнал «Сделай сам» 85 № 3
  12.  Журнал «Сделай сам» 92 № 1
Hosted by uCoz