Каждый человек – это целая Вселенная!
О каждом можно написать не одну книгу. Но я в своем очерке (эссе)
ставлю более скромную задачу: осмыслить свой профессиональный рост,
который был наполнен повседневным, упорным трудом. Желание получить
положительный результат от своего труда давало силу и уверенность
в достижении поставленной цели.
Вся моя сознательная жизнь тесно связана с профессией учителя: общение
с учителями, учеба в педучилище, затем работа в сельской школе,
продолжение учебы в университете привили огромную любовь и уважение
к этой профессии. Я глубоко понимаю, насколько она важна и ответственна
не только перед личностью, которую обучаешь и воспитываешь, а также
перед родителями и обществом, ибо учитель готовит подрастающее поколение
и формирует в нем те идеалы, которые необходимы обществу.
Когда-то Сенека сказал: «Уча других, мы учимся сами». И это правильно:
профессия учителя очень многогранна, можно учиться всю жизнь, но
всегда будут раскрываться ее новые, неведомые грани.
Уже сложившимся человеком, имеющим определенный опыт в избранной
профессии, с 1986 по 1994гг. вела занятия по русскому языку в начальных
классах якутской школы. Эта работа стала для меня самой важной областью
в моей педагогической деятельности, где нашли применение накопленные
ранее знания и опыт. Я работала увлеченно, напряженно, чтобы оправдать
доверие администрации школы. Моими наставниками были учителя словесники,
заслуженный учитель школ ЯАССР, работник народного просвещения СССР
и РСФСР, доцент русского языка и общего языкознания Т.П.Самсонова,
старший научный сотрудник, методист ИПКРО, заслуженный учитель школ
ЯАССР и СССР Т.И.Петрова, отличник просвещения СССР,
учитель русского языка и литературы А.Я.Семенова – авторитетные
специалисты в области методики преподавания русского языка в национальной
школе. В беседах с ними я сверяла правильность моих суждений (позиций)
в методике.
Работая в качестве учителя русского языка в якутской начальной школе,
поняла, что каждый учитель создает свою методику работы с учащимися:
ищет, пробует, накапливает опыт, корректирует его с учетом особенностей
обучаемых, целей и задач обучения. В результате складывается методическая
система, которая обогащает самого учителя, формирует его как педагога.
Методическая разработка материала по русскому языку требовала глубоких
лингвистических знаний. Приходилось много читать, особенно по фонетике
и орфоэпии. Чтение литературы помогало поиску практических решений
проблем обучения младших школьников неродному (русскому) языку.
На занятиях большое внимание уделяла формированию у учащихся–якутов
навыков правильного произношения, построения предложений и связных
текстов.
Произношение, как известно, тесно связано с правописанием. На мой
взгляд, нерусских детей необходимо обучать в тесной взаимосвязи
и произношению, и правописанию. Как показывает многолетний опыт
в школе, выработка правильного произношения как прием обучения русской
орфографии в национальной школе находит более широкое применение,
чем в русской. Поэтому я остановилась на теме «Обучение правильному
произношению учащихся-якутов». По мере работы над данной методической
темой я поняла, что обучение в национальной школе строится с учетом
аналогий и расхождений, которые имеются между родным и русским языками.
Выработку навыков произношения вела повседневно в процессе работы
над всеми видами речевой деятельности. Использование наглядных пособий
стало неотъемлемой частью моей педагогической системы. Как известно,
в 1990-е годы прошлого столетия произошли кардинальные изменения
в стране и обществе. Была разработана программа развития образования
в нашей республике («Концепция обновления и развития национальной
школы в Республике Саха (Якутия)»). Резко изменилось направление
учебно-методических разработок, исследований. Мне выпало необыкновенное
счастье – обучать младших школьников по экспериментальной учебной
программе Эльгяйской авторской школы ( руководители К.В.Павлов,
Л.Г.Никифоров). Это были трудные, но наполненные творческим трудом
годы.
Так, в Эльгяйской авторской школе ввели в 1-4 классах интегрированный
учебный предмет «Природа и человек» с привлечением многих материалов
из астрономии, географии, биологии, химии, физики и других источников
(различных энциклопедий, справочников, словарей). Содержание обучения
активно вводило в педагогическую деятельность национальные формы
воспитания.
В то же время при реализации указанной программы были сложности
разного плана. Эксперимент проходил только на энтузиазме самой школы.
Большая проблема состояла в необходимости постановки правильного
соотношения разных учебных предметов («Якутский язык», «Литературное
чтение», «Природоведение», «Национальная культура») в содержание
и организацию обучения интегрированному курсу «Природа и человек».
Изучаемый интегрированный предмет был содержательно расширен.
Имеющейся в Эльгяйской школе задел авторов по данному курсу, мы
использовали максимально, поэтому объединились. Поскольку класс
находился в режиме опытно-экспериментальной работы, руководство
школы планомерно проводило анализ учебно-воспитательной деятельности,
организовало рабочие семинары, выезд на республиканские курсы и
конференции. Сплоченная группа учителей (Л.Н.Степанова-учитель изо
и технологии, А.Н.Колесовучитель английского языка, А.К.Федорова-организатор
детского движения) и родителей, уважительный тон автора программы
(директора Эльгайской авторской школы
К.В.Павлова), четкая организация работы (директора школы Д.Е.Сивцева,
заместителя М.Н.Дьяконова, учебного завуча по научной работе А.П.Колесова)
– все это было способствовало новому делу, которым поручено было
заниматься.
Эти годы были важным этапом в моей жизни: я приобрела опыт экспериментальной
работы в школе. В результате проведенного эксперимента были сделаны
некоторые методические выводы и рекомендации, характеризующие процесс
обучения интегрированного курса в начальных классах якутской школы.
Деятельность учащихся строилось на принципе увлеченности. Ориентировала
их на открытость, раскованность, которых иногда не хватает на традиционных
уроках. Экспериментальный курс апробирован в нашей школе в течение
8 лет. Я полагаю, что наш коллективный задел (конспекты уроков,
внеклассные мероприятия, учебный и раздаточный материал, тестовые
задания для контроля знаний, умений и навыков, проект
рабочей программы по изо «Изобразительное искусство и природа» и
др.) позволил положительно ответить на вопрос о возможности введения
как предмета изучения в начальных классах интегрированного курса
«Природа и человек».
Жизнь тем временем идет вперед, меняются запросы общества. Сам учитель
в постоянном творческом поиске: как интересней и полезней построить
обучение, чтобы результаты были заметными. Работая много лет на
ниве просвещения, я никогда не пожалела о своем выборе. Я люблю
свою профессию, потому что она связана с обучением и воспитанием
молодого поколения, которому ты отдаешь все силы и знания, в результате
чего, это поколение становится лучше, умнее, образованнее. Когда
ты это замечаешь, сердце переполняется радостью и гордостью.
Годы работы в качестве учителя русского языка в начальных классах
и
учителя-экспериментатора оставили в моей жизни заметный след. Они
вселяли уверенность в том, что мне необходимо и я смогу продолжить
свой профессиональный рост.
|