|
"Сделайте шаг навстречу…",
эссе
|
"У человека
нет лучшего призвания, чем осознать себя
Человеком и стать творцом культуры". Конфуций
|
Почтенный учитель человечности
Конфуций определил пути очеловечивания человека и его совершенствования
таким образом: "В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.
В 30 лет имел прочную опору. В 40 лет у меня не осталось сомнений.
В 50 лет знал веление небес. В 60 лет настроил свой слух. В свои
70 следую зову сердца, не нарушая правил".
Если исходить из размышлений Конфуция, то я нахожусь в том Мире,
когда меня перестали мучить сомнения: туда ли я иду и той ли дорогой
я иду. Кем являюсь я сегодня? Я сегодня - педагог, точнее, педагог-психолог.
Наименования у профессии, выбранной мною, составляют приличный
синонимический ряд: учитель - педагог - преподаватель - наставник
- воспитатель и т.д. Однако мне больше по душе такое определение:
тьютор. Это или малознакомое, или полузабытое слово наиболее точно
характеризует дело, которому я служу: тьютор - человек, поддерживающий
ребенка в его развитии. Да, да! В первую очередь, я взрослый рядом
с ребенком, а уж потом - педагог рядом со школьником.
Особенности моей работы как педагога-психолога в роли руководителя
службы социально-психологического сопровождения школы мало чем
отличается от деятельности школьного практического психолога,
но все же имеет свою специфику. Педагог- психолог как бы находится
"во главе разработки программы взаимодействия участников
образовательного процесса". Потому, чтобы реально повлиять
на образовательный процесс, он должен стать значимым для него.
Как известно из социально-психологических исследований, значимость
участников совместной деятельности друг для друга обусловлена
определенным совпадением их потребностей и ценностных ориентаций.
Следовательно, педагогу-психологу необходимо провести специальную
работу, направленную на сближение ценностных ориентаций и установок,
достижение взаимопонимания. Тогда, в результате этой работы можно
достичь положительно- эмоциональной среды на селе, систему социально-психологических
условий личностного роста, обучения и развития детей, значительного
повышения эффективности воспитательных воздействий на детей. Вот
почему образовательную программу своей деятельности я назвала
"Шаг навстречу…". Нам, педагогам, просто необходимо
сделать шаг навстречу, чтобы понять и помочь участникам образовательной
деятельности, особенно детям.
Я считаю, что ребенок, с одной стороны, несомненно, уникален:
нет двух совершенно идентичных детей. Но с другой стороны, никто
не станет отрицать, что в детях есть и много общего, повторяющегося.
Ребенок как индивид, как часть природы, как часть социума, как
часть духовного пространства интересен в своих поступках, мыслях,
действиях… Он способен быть созидателем или разрушителем, творить
добро или зло, быть свободным или раболепствовать, быть мыслящим,
любящим, духовным или иным.
|
|
Мое педагогическое кредо: подтолкнуть ребенка
к нахождению пути, на котором он обретет здравомыслие и человечность.
Мы должны увидеть рядом чудо - ребенка и увидеть так, чтобы ему
помочь подняться все выше и выше. Вырастить из него духовно красивого
человека и самому сделаться таковым. Мы должны понять, что школа
- это то место, которое предопределяет отношение к человеку, работающему
в этом месте. Подобное отношение к школе, к дому, в котором происходит
осознание себя Человеком приятно всегда.
Нам, педагогам, дано право приходить каждый день в школу, к детям,
приходить не как учитель, а как человек, который хочет понять,
кто он есть. Я знаю, что меня ждут. Это великая радость, когда
ты нужна, когда тебя хотят видеть, слушать… Дети всегда от нас
ждут поддержки и помощи, доброго настроения и душевного покоя
от общения с нами. Наша с вами, коллеги, задача - оправдать их
доверие, помочь им найти себя в этой жизни, раскрыть свои способности
и таланты. И мое желание получить положительный результат от своего
труда дает мне силу и уверенность в достижении поставленной цели.
|
|
Конфуций считал, что нет
предела человеческому совершенствованию. Это нас с вами должно
успокоить. Нам с вами дана возможность духовного роста. Стоит
лишь очень захотеть и научиться, не только правильно действовать,
но и правильно чувствовать. Узнать, для чего рожден Человек, можно,
лишь внимательно изучив и прислушавшись к себе. За то, что должен
совершить сам человек, никто другой не сделает. Прав был во много
раз Ф.М.Достоевский, когда писал, что ЧЕЛОВЕК - это есть ЗАГАДКА,
и если будешь разгадывать эту загадку всю свою жизнь, то не говори,
что зря потерял время.
Сегодня необходимо целостное представление о человеке, о классе,
только при таком отношении возможно сочетание коллективных и индивидуальных
форм работы с классом. Глубокое познание действительности осуществляется
в единстве чувственного и рационального. Как хочется, чтобы тенденция
к восприятию мира как единого целого привела к существенным изменениям
в философии образования и воспитания, направляя к новому способу
деятельности ученика, жизненная задача которого, сохранять хрупкое
равновесие систем "человек и природа", "человек
и общество", "человек и человек".
Оглядываясь с настоящего времени на свой пройденный путь, я могу
с уверенностью сказать: сделайте шаг навстречу… и придет время,
когда Вы с уверенностью можете сказать: "Сделайте шаг навстречу…".
Босикова Изабелла Николаевна,
педагог-психолог Едейской СОШ
Намского улуса РС(Я)
|
|