|
Стремитесь к согласию
и к совершенству
|
- В последнее десятилетие в системе образования
России усилиями ученых и практиков складывается особая культура
поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе -
психолого-педагогическое сопровождение. Разрабатываются вариативные
модели сопровождения, формируется его инфраструктура. Качество
российского образования в наше время сводится не только к обученности
учащихся, набору знаний и навыков, но и связывается с воспитанием,
понятием "качество жизни", раскрывающимся через такие
категории, как "здоровье", "социальное благополучие",
"самореализация", "защищенность". Соответственно
сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения
не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей
в обучении, но должна включить в себя задачи обеспечения успешной
социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей
и подростков.. Задача формирования самостоятельной, ответственной
и социально мобильной личности, способной к успешной социализации
в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость
широкого использования в системе сопровождения соответствующих
программ развития социальных навыков, способности к личностному
самоопределению и саморазвитию.
- При таком подходе объектом сопровождения
выступает образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс),
предметом деятельности являются ситуация развития ребенка как
система отношений ребенка: с миром, с окружающими (взрослыми и
сверстниками), с самим собой.
- Психолого-педагогическое сопровождение
развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений:
их развитие, коррекция, восстановление. Специфическим предметом
психолого-педагогического сопровождения ребенка являются отношения
ребенка с сообществом сверстников.
На сегодняшний день четко установлена связь между социально-эмоциональным
благополучием ребенка в сообществе, учебном коллективе и его успешностью
в учебной деятельности.Специалист сопровождения призван решать
особый тип проблемных ситуаций, связанных с отвержением ребенка
сообществом, например из-за этнических различий, особенностей
внешности и др.
- Разрешение подобных ситуаций требует,
с одной стороны, работы с окружением ребенка по преодолению у
сверстников негативных стереотипов, формированию способности к
принятию, толерантности, так и с самим ребенком по развитию самопринятия,
поддержке его веры в свои силы.
|
|
- Нельзя недооценивать серьезность таких
проблем, как стигматизация (клички и прозвища), насмешки над
ребенком, исключение из общих игр и школьных мероприятий. Решение
задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может
быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога
с ребенком, но требует организации работы с педагогами и родителями
как участниками учебно-воспитательного процесса. Традиционно
данное направление определялось как психологическое просвещение.
Утверждение парадигмы развивающего, личностно-ориентированного
образования, задачи повышения профессионализма педагогических
кадров требуют перехода от традиционной модели психологического
просвещения к модели развития психологической компетентности
педагогов, оснащению их антропо- и психотехниками, позволяющими
решать актуальные задачи развития и воспитания ребенка, его
обучения.
- В настоящее время педагогам приходится
работать с неоднородным контингентом детей. Реальная практика
образования испытывает потребность в педагоге-профессионале,
способном к работе с различными категориями детей (детей с особенностями
в развитии, одаренных детей, детей - представителей различных
этнических и субкультурных общностей) в соответствии с различными
типами норм развития: среднестатистической, социокультурной,
индивидуально-личностной.
- В современной социокультурной ситуации
возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание
детей. Однако, как свидетельствует практика, многие родители,
ориентированные на активное участие в воспитании собственных
детей, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии,
имеют низкую педагогическую и психологическую культуру. Работу
с родительской общественностью, таким образом, следует рассматривать
как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического
сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения,
так и в достаточно новой для системы сопровождения форме совместных
(родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения,
сотрудничества, разрешения конфликтов. В Концепции модернизации
российского образования на период до 2010 года отмечается, что
"дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться
медико-социальным сопровождением и специальными условиями для
обучения в общеобразовательной школе по месту жительства".
Одним из обоснованных направлений решения задачи обеспечения
доступа к качественному образованию детей с особыми нуждами
(с особенностями в развитии, с ограниченными возможностями)
выступает реализация вариативных моделей социальной и педагогической
интеграции данной категории детей. Важнейшим условием эффективности
интеграции является наличие грамотной системы психолого-педагогического
сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения
индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую,
как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется
ребенок.
- Исследования показывают, что особенности
данной категории детей препятствуют спонтанному складыванию
отношений и взаимодействий со сверстниками. Учителя выступают
преимущественно как трансляторы учебной информации и не задумываются
о развитии форм и уровня взаимодействия с детьми с ограниченными
возможностями. Более того, в среде педагогов и здоровых детей
часто доминируют негативные стереотипы и установки по отношению
к детям с особенностями в развитии. Таким образом, на ограничения,
обусловленные нарушением в развитии, накладываются ограничения,
связанные с социально-психологическими условиями жизнедеятельности,
обучения и воспитания. Именно поэтому усилия специалистов сопровождения
должны быть направлены на формирование у педагогов и учащихся
толерантности к детям с особенностями в развитии, преодоление
стереотипов, отрицательных установок (Л.М. Шипицына). Специальную
работу следует вести с родителями данной категории детей по
обеспечению их необходимыми знаниями об особенностях ребенка,
оптимальных формах взаимодействия, обучению эффективным методам
помощи.
|
|
- Одновременно у самих детей с ограниченными
возможностями необходимо развивать социальную компетентность,
навыки общения с окружающими. Преодоление социальной изоляции,
расширение возможностей произвольного взаимодействия со сверстниками
является существенным условием позитивных изменений в развитии
таких детей, совершенствования их способностей к обучению.
- Особенности работы педагога-психолога
в роли руководителя службы социально-психологического сопровождения
образовательно- воспитательного процесса школы мало чем отличается
от деятельности школьного практического психолога, но все же имеет
свою специфику. Педагог- психолог как бы находится "во главе
разработки программы взаимодействия участников образовательного
процесса". Потому, чтобы реально повлиять на образовательный
процесс, он должен стать значимым для него. Как известно из социально-психологических
исследований, значимость участников совместной деятельности друг
для друга обусловлена определенным совпадением их потребностей
и ценностных ориентаций. Следовательно, педагогу-психологу необходимо
провести специальную работу, направленную на сближение ценностных
ориентаций и установок, достижение взаимопонимания. Тогда, в результате
этой работы можно достичь положительно- эмоциональной среды на
селе, систему социально-психологических условий личностного роста,
обучения и развития детей, значительного повышения эффективности
воспитательных воздействий на детей. Как это можно осуществить
на практике я постараюсь описать на опыте работы службы социально-психологического
сопровождения школы, руководителем которого являюсь с 1995 года.
- По специфике своей деятельности служба
координирует работу школы с родителями. Одним из основных целей
нашей службы со дня создания является привлечение родителей к
учебно-воспитательной деятельности школы и подход к каждому ученику
как к личности.
- Только при активном участии родителей
можно было добиться поставленной цели, поэтому ввели в практику
работы с родителями конкурс между родительскими советами классов,
где особое внимание уделили повышению ответственности родителей
за воспитание детей, активному участию родителей в проводимых
школьных и внешкольных мероприятиях, особенно отцов и содействию
родителей повышению качества знаний учащихся.
|
|