Профессия – учитель

Каждый человек – это целая Вселенная! О каждом можно написать не одну книгу. Но я в своем очерке (эссе) ставлю более скромную задачу: осмыслить свой профессиональный рост, который был наполнен повседневным, упорным трудом. Желание получить положительный результат от своего труда давало силу и уверенность в достижении поставленной цели.
Вся моя сознательная жизнь тесно связана с профессией учителя: общение с учителями, учеба в педучилище, затем работа в сельской школе, продолжение учебы в университете привили огромную любовь и уважение к этой профессии. Я глубоко понимаю, насколько она важна и ответственна не только перед личностью, которую обучаешь и воспитываешь, а также перед родителями и обществом, ибо учитель готовит подрастающее поколение и формирует в нем те идеалы, которые необходимы обществу.
Когда-то Сенека сказал: «Уча других, мы учимся сами». И это правильно: профессия учителя очень многогранна, можно учиться всю жизнь, но всегда будут раскрываться ее новые, неведомые грани.
Уже сложившимся человеком, имеющим определенный опыт в избранной профессии, с 1986 по 1994гг. вела занятия по русскому языку в начальных классах якутской школы. Эта работа стала для меня самой важной областью в моей педагогической деятельности, где нашли применение накопленные ранее знания и опыт. Я работала увлеченно, напряженно, чтобы оправдать доверие администрации школы. Моими наставниками были учителя словесники, заслуженный учитель школ ЯАССР, работник народного просвещения СССР и РСФСР, доцент русского языка и общего языкознания Т.П.Самсонова, старший научный сотрудник, методист ИПКРО, заслуженный учитель школ ЯАССР и СССР Т.И.Петрова, отличник просвещения СССР,
учитель русского языка и литературы А.Я.Семенова – авторитетные специалисты в области методики преподавания русского языка в национальной школе. В беседах с ними я сверяла правильность моих суждений (позиций) в методике.
Работая в качестве учителя русского языка в якутской начальной школе, поняла, что каждый учитель создает свою методику работы с учащимися: ищет, пробует, накапливает опыт, корректирует его с учетом особенностей обучаемых, целей и задач обучения. В результате складывается методическая система, которая обогащает самого учителя, формирует его как педагога.
Методическая разработка материала по русскому языку требовала глубоких лингвистических знаний. Приходилось много читать, особенно по фонетике и орфоэпии. Чтение литературы помогало поиску практических решений проблем обучения младших школьников неродному (русскому) языку. На занятиях большое внимание уделяла формированию у учащихся–якутов навыков правильного произношения, построения предложений и связных текстов.
Произношение, как известно, тесно связано с правописанием. На мой взгляд, нерусских детей необходимо обучать в тесной взаимосвязи и произношению, и правописанию. Как показывает многолетний опыт в школе, выработка правильного произношения как прием обучения русской орфографии в национальной школе находит более широкое применение, чем в русской. Поэтому я остановилась на теме «Обучение правильному произношению учащихся-якутов». По мере работы над данной методической темой я поняла, что обучение в национальной школе строится с учетом аналогий и расхождений, которые имеются между родным и русским языками. Выработку навыков произношения вела повседневно в процессе работы над всеми видами речевой деятельности. Использование наглядных пособий стало неотъемлемой частью моей педагогической системы. Как известно, в 1990-е годы прошлого столетия произошли кардинальные изменения в стране и обществе. Была разработана программа развития образования в нашей республике («Концепция обновления и развития национальной школы в Республике Саха (Якутия)»). Резко изменилось направление учебно-методических разработок, исследований. Мне выпало необыкновенное счастье – обучать младших школьников по экспериментальной учебной программе Эльгяйской авторской школы ( руководители К.В.Павлов, Л.Г.Никифоров). Это были трудные, но наполненные творческим трудом годы.
Так, в Эльгяйской авторской школе ввели в 1-4 классах интегрированный учебный предмет «Природа и человек» с привлечением многих материалов из астрономии, географии, биологии, химии, физики и других источников (различных энциклопедий, справочников, словарей). Содержание обучения активно вводило в педагогическую деятельность национальные формы воспитания.
В то же время при реализации указанной программы были сложности разного плана. Эксперимент проходил только на энтузиазме самой школы. Большая проблема состояла в необходимости постановки правильного соотношения разных учебных предметов («Якутский язык», «Литературное чтение», «Природоведение», «Национальная культура») в содержание и организацию обучения интегрированному курсу «Природа и человек». Изучаемый интегрированный предмет был содержательно расширен.
Имеющейся в Эльгяйской школе задел авторов по данному курсу, мы использовали максимально, поэтому объединились. Поскольку класс находился в режиме опытно-экспериментальной работы, руководство школы планомерно проводило анализ учебно-воспитательной деятельности, организовало рабочие семинары, выезд на республиканские курсы и конференции. Сплоченная группа учителей (Л.Н.Степанова-учитель изо и технологии, А.Н.Колесовучитель английского языка, А.К.Федорова-организатор детского движения) и родителей, уважительный тон автора программы (директора Эльгайской авторской школы
К.В.Павлова), четкая организация работы (директора школы Д.Е.Сивцева, заместителя М.Н.Дьяконова, учебного завуча по научной работе А.П.Колесова) – все это было способствовало новому делу, которым поручено было заниматься.
Эти годы были важным этапом в моей жизни: я приобрела опыт экспериментальной работы в школе. В результате проведенного эксперимента были сделаны некоторые методические выводы и рекомендации, характеризующие процесс обучения интегрированного курса в начальных классах якутской школы. Деятельность учащихся строилось на принципе увлеченности. Ориентировала их на открытость, раскованность, которых иногда не хватает на традиционных уроках. Экспериментальный курс апробирован в нашей школе в течение 8 лет. Я полагаю, что наш коллективный задел (конспекты уроков, внеклассные мероприятия, учебный и раздаточный материал, тестовые задания для контроля знаний, умений и навыков, проект
рабочей программы по изо «Изобразительное искусство и природа» и др.) позволил положительно ответить на вопрос о возможности введения как предмета изучения в начальных классах интегрированного курса «Природа и человек».
Жизнь тем временем идет вперед, меняются запросы общества. Сам учитель в постоянном творческом поиске: как интересней и полезней построить обучение, чтобы результаты были заметными. Работая много лет на ниве просвещения, я никогда не пожалела о своем выборе. Я люблю свою профессию, потому что она связана с обучением и воспитанием молодого поколения, которому ты отдаешь все силы и знания, в результате чего, это поколение становится лучше, умнее, образованнее. Когда ты это замечаешь, сердце переполняется радостью и гордостью.
Годы работы в качестве учителя русского языка в начальных классах и
учителя-экспериментатора оставили в моей жизни заметный след. Они вселяли уверенность в том, что мне необходимо и я смогу продолжить свой профессиональный рост.

Дария Михайловна
Hosted by uCoz