Ноосферно-экологическое воспитание и обучение учащихся в начальных классах

Различные виды общественной деятельности человека обслуживаются разными функциональными разновидностями языка. Самой распространенной формой социально-речевого воздействия является диалог.
Культура диалога – разговора двух или нескольких лиц. Умение разговаривать – основа успешной учебы. Этому необходимо учить еще в дошкольном возрасте.
Общение – знакомство, разговор, обмен информацией. В итоге воспитание идет в различных направлениях:
Культура взаимоотношения (знакомство с людьми).
Культура обмена мнениями (сравнение своих знаний со знаниями других людей).
Культура обмена действиями (путем взаимовлияния, выяснения ошибок).
Культура духовно-нравственного развития.
Культура общения с другими народами.
Присущие младшим школьникам эмоциональная отзывчивость, любознательность и вместе с тем способность овладевать определенными теоретическими знаниями делают начальную школу очень важным звеном в системе непрерывного экономического образования. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которое позволяет говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе.
Механизмы, которые служат к изучению курса «Человек и природа»:
Что является объектом? Объект изучения – ноосфера (целостная геологическая оболочка Земли, формирующая в результате синтеза естественных природных процессов, а также технической и культурной деятельности людей). Поэтому к изучению курса надо подходить с точки зрения экологии (взаимоотношение природы и человека).
2. Критерии содержания курса:
- целостное видение картины природы;
- максимальная связь курса с жизнью;
3. Способы деятельности учителя и учащихся в учебном процессе:
- усиление роли наблюдений в природе;
- усиление роли лабораторного и демонстрационного эксперимента;
- проведение и организация сюжетно-ролевых игр, ситуативных заданий, коллективных дискуссий;
- организация практических работ по охране природы;
- наличие художественного творчества детей, связанного с восприятием эстетической ценности природы;
- системность работы по дневнику наблюдений;
- создание атмосферы общения на уроке через познавательный интерес;
- продумывание заданий различного типа:
1) задания нацеливающие ученика на наблюдения в природе
2) задания на проведение опыта в классе или дома
3) задания на составление рассказа, описания
4) задания, побуждающие ученика к художественному творчеству
5) задания, предполагающие наличие контактов с родителями, товарищами
6) задания игрового характера
7) задания практического характера
4. Основной прием по руководству мыслительной деятельностью учащихся при установлении природных связей – природоведческие схемы. На протяжении всей работы по курсу «Человек и природа» должно формироваться целостное видение картины природы. Главное при этом: что наблюдать и как наблюдать.
Природа
живая ---------- неживая
растения ----------- животные
Человек
взаимосвязь и приспособление
Прием работы по усвоению содержания и решению задачи развития учащихся с использованием УДЕ – памятка интегративного содержания раздела, условно названного блоком.
1 этап – это ввод в тему.
Задача урока: установить путем сравнения, анализа, почему происходят те или иные явления. Сбор нужной информации по данной теме.
неживая живая
природа --- растения --- природа – деятельность людей
2 этап – панорамный вид блока.
Задачи урока: обобщить и систематизировать знания школьников по первому уроку.
Идет формирование скелета темы. Наглядно-блочная компоновка материала(предметно-понятийное содержание).
неживая живая
природа --- растения --- природа – деятельность людей
(ключевые слова вставляются в разделах)
3 этап – конкретизация и углубление изучаемой темы (на этом этапе отводится оставшаяся часть часов па теме).
Гипотеза – задача уроков: расширение, углубление знаний по всем выделенным разделам темы. Главное при этом: умение выявлять причинно-следственные связи природы, т.е. гипотеза.
Гипотеза – научное предположение. Учитель дает направление поиска,
обсуждение, а дети рассуждают, прослеживают поставленную проблему.
4 этап – итоговый.
Форма проведения урока может быть разнообразной.
Задача урока: обобщение всей информации.
Суть гипотезы: создать условие, при котором встречается неизвестное, однако при желании самостоятельными условиями определяется это неизвестное в процессе поисковой работы. Чтобы решить такую задачу, ученик должен владеть определенными знаниями. В соответствии с содержанием учебной программы по курсу учащиеся овладели следующей системой знаний о природе: солнце, растения, животные, сезонные явления в неживой и живой природе, деятельность людей.
Содержание: усложнение материала, повышение уровня обобщения, увеличение объема знаний.
1.Усложнение содержания материала заключена в том, что сначала изучаются внешние признаки предметов и явлений природы (прием содержания определяется общее и различное в объектах). Далее задания, в которых отражается образ жизни, развитие, размножение живых организмов. (Как развивается пчела?)
Более сложными являются задачи, связанные с признаками природы в различные сезоны.
2.Для выполнения задания ученику – необходимо знать существенные признаки явлений. (Докажи, что утка – птица?)
3.Третье направление характеризуется количественно.
Что это? –звери? –что такое звери? –образ жизни? –развитие? –размножение? –связь с миром?
Выделяется три основных типа проблемных ситуаций:
1. Проблемные ситуации, которые содержат противоречие между
теоретическими знаниями детей и практической возможностью их решить.
Например: почему осенью становится холоднее?
Как доказать, что солнце осенью ниже поднимается под горизонтом, чем летом? (Проблема решается в процессе наблюдения за длиной тени от предметов в течение дня).
2. Ситуации, в которых есть противоречие между практическим результатом, наблюдаемым детьми, и невозможностью теоретического его обоснования.
3. Ситуации, когда ученики не знают способа решения поставленной задачи.
Три основных этапа в решении гипотезы:
1 этап: создание проблемной ситуации учителем;
2 этап: высказывание предположений и догадок о путях решения задачи;
3 этап: решение проблемного задания и проверка.
Такое цикличное развертывание учебного материала в структуре уроков помогает более глубоко и всесторонне раскрыть содержание и программного материала по соответствующим разделам.
Для этого, чтобы обеспечить успешное речевое развитие ребенка, сформировать у него готовность к разнообразной речевой деятельности (диалог, рассказ, описание) необходимо создать на уроке условие свободного и интересного общения. Как?
Одним из таких примеров развития речи являются речевые разминки. Это короткие речевые упражнения. Они проводятся в непринужденной обстановке общения и главная их цель – развитие речевых умений строить диалог, рассуждение, рассказ. Типы речевых разминок: вопрос – ответ, игровой диалог, воображаемая ситуация. Закрепление и активизация слов, предложений осуществляется в процессе многократного их повторения и употребления в речевой практике учащихся. В общении происходит становление языковой личности, ни нравственно, ни эстетически вне языковой среды. Без речевого поведения.
Тактика управления над 2 этапом:
1. Установить: сформированы ли запланированные качества, сроки контроля.
2. Цели и задачи должны быть реальными. Другая сторона проблемы - методическая разработанность идеи. Какую лепту нужно внести в программе Павлова К.В.?
1. Введение интегративных уроков по курсу «Человек и природа». 2. Творческий нестандартный подход к осуществлению теории с конкретными возможностями.
3. Применение необходимого для достижения цели комплекса дидактических средств.
4. Атмосфера сотрудничества.
5. Личностный подход к ученикам.
6. Отбор материала для методических средств построения уроков.
7. Гибкая система стимулов.
Какую подготовительную работу необходимо проделать в начале учебного года:
Проанализировать программу и разбить ее на учебные темы.
По каждой теме составлять учебный минимум.
Что сюда входит?
- нужно включить наиболее важные вопросы, без знания которых невозможно последующее изучение учебной программы;
- подобрать контрольные вопросы и задачи, с помощью которых можно суметь осуществить контроль усвоения;
- составить план изучения темы;
- общее домашнее задание.
Вот так может, организована гипотеза. Развернутое предположение, где максимально изложены модель, содержание, механизм того нововведения, за счет которого ожидается получение нового высокого результата.
По проведению урока учителю необходимо знать:
- способы подготовки к учебному занятию
- правильно определять структуру, содержание, методику проведения отдельных этапов урока
- использовать важнейшие приемы создания проблемных ситуаций
- владеть приемами организации деятельности учащихся.
Как я представляю работу над содержанием?
Курс «Человек и природа» должен быть ориентирован на изучение фактов. Роль обучения в этом процессе – заложить основу для формирования сознания, познакомить учащихся с основополагающими фактическими сведениями по экологии и ноосфере.

Hosted by uCoz