Могла ли я подумать, когда училась в школе, в учебном
заведении и даже, работая учителем в школе, что буду учить детей
рисованию. Нет… Но я точно знаю, что именно та путь, которую прошла
в этой школе, помогла мне стать учителем изобразительного искусства.
Когда впервые пришла в школу, стала работать воспитателем продленной
группы, потом учителем начальных классов, домоводства, национальной
культуры и … до учителя информатики, вся эта мозаика раскрывает
картину, что ты сельский учитель. Сельская жизнь как бы сама подсказывала
суть и содержание работы молодому педагогу. Если не к тебе, то к
кому пойдут твои ученики. Ведь нет в селе ни художественных классов,
ни студий, ни театров, ни Дворцов детства, как в городах и улусных
центрах. Вот и пришлось всему научиться и научить всему тому, что
умеешь, своим ученикам. Именно внеклассная работа делает "огранку,
шлифует самородок, дает блеск и красоту простому камню".
Вокруг меня всегда были и есть творчески работающие
коллеги, которые находятся в постоянном развитии и поиске. Постепенно
совершенствовалось и мое мастерство. Опыт работы по национальному
шитью, народным промыслам были обобщены и распространены не только
в республике, но и на российском уровне, на страницах журнала "Школа
и производство" №4 МО РФ, "Школа-Пресс 1" 2002 года.
Став учителем изобразительного искусства и мировой художественной
культуры, как бы открыла для себя новую страничку. И эта страница
для меня самая увлекательная и интересная. Начиная работу учителем
изобразительного искусства с 2000 года, остановила свой выбор на
изучение предмета по авторской программе, разработанной под руководством
народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского. Программа
представляет собой целостный интегрированный курс, который системно
соединяет в себе изучение основ всех видов пространственных искусств.
Программа рассчитана на сдвоенные уроки, но может быть изучена и
при одном учебном часе в неделю. Работаю по этой программе вот уже
десятый год и каждый раз в ней нахожу, что-то такое, новое, а иногда
"свое". Думаю, что по этой программе учитель должен работать,
именно, сочетая урок и внеклассную работу.
Учитель изобразительного искусства не просто учит рисовать учеников,
а прививает в них положительные качества человека, воспитывает быть
достойными гражданами своей Родины, своего народа. Как научить ребят
любить Родину? Думаю, сердцем и любовью. Если сам учитель любит
и уважает культуру, традиции и историю своего народа, он сможет
передать это детям. Ведь они - наше будущее. Возможно, сейчас они
не осознают ту ответственность, которая на них возлагается по негласному
праву наследства. Они просто живут, радуются, огорчаются…. Но, надеюсь,
придет время, и с помощью взрослых, в том числе и моей, ребята поймут
и оценят, в каком уникальном месте они родились и выросли.
Понять внутренний мир ребенка нелегко. Биологи
утверждают, что ребенок - это уникальный эксперимент природы, он
неповторим. При своем индивидуальном своеобразии ребенок как нераскрытая
книга. Любопытство - жажда новизны, интеллектуальной стимуляции,
определяемая в психологии, характерна для каждого здорового ребенка.
Поэтому учитель должен понять и обогатить духовный мир ребенка средствами
искусства. Определяющим фактором нужно избрать не методы, а содержание
обучения, которое формировалось на протяжении всей истории развития
человечества, и отказываться от него не следует. На своих уроках
учитель помогает ребятам увидеть и понять красоту окружающего мира.
Учителя музыки, ИЗО, МХК занимают в школе особое место - знакомят
детей с миром искусства. А зачем современному человеку знать искусство?
Что оно дает?
В первую очередь искусство позволяет познать мир, оно имеет дело
с тонкими сферами человеческого сознания и психики, формирует духовный
облик наших учеников.
Искусство раскрывает мир не в сухих цифрах и строгих логических
схемах, а в образах, живых картинах, затрагивающих эмоциональную
сферу человека, будящих воображение, оно рождает массу ассоциаций
и заставляет не только мыслить, но и сопереживать. Ребенок познает
мир и себя в нем, определяет свои ценностные ориентации.
Все дети талантливы. И моя задача - в каждом ребенке
увидеть талант и развить его. В современных условиях, когда бурно
развиваются информационные технологии, остро встает задача совершенствования
традиционных форм, методов, средств и техники обучения. При использовании
компьютерных средств обучения учитель перестает быть для ученика
единственным источником информации, носителем истины, а становится
партнером. Компьютер выступает не просто ускорителем передачи информации
в образовательном процессе, а открывает принципиально новые возможности
в области образования, в учебной деятельности учащегося. Например,
для учителя рисования компьютер это новый инструмент, новый материал,
новая техника для изображения. Средства компьютерной обработки графической
информации нужны каждому специалисту: инженеру, медику, агроному,
издателю, дизайнеру. Но больше всего художнику, как еще один совершенный
инструмент в повседневной работе, наравне с карандашом и кистью.
Современные художники используют средства машинной графики для рисования
мультфильмов, создания необычайных эффектов в телепередачах, фильмах,
рекламах.
Используя ИКТ в своей педагогической работе, поняла, что применение
информационных технологий отличается высокой результативностью и
способствует личностному развитию учащихся, повышению интереса школьников
к учебным занятиям в целом, росту познавательной активности учащихся
в процессе обучения, изменению самооценки учащихся, воспитанию активности
и самостоятельности, развитию навыков глубокого, личностно-творческого
постижения сущности изобразительного искусства, овладению взаимосвязей
между различными видами искусства. И не только. Выступая на различных
семинарах, проблемных курсах по использованию ИКТ в своей работе,
пришла к выводу, что современный учитель должен идти в ногу со временем.
Каждый учитель должен понять, что во все времена учитель всегда
был просветителем. Самое главное достижение учителя - это ученик,
ставший успешным в современном мире!
|