Непрерывное художественно-эстетическое образование учащихся
в системе работы педагога сельской школы

 
  МОУ "Едейская средняя общеобразовательная школа им.З.П.Саввина МО "Намский улус" РС(Я)"  
  
 
 
 
 

 
 

Эссе

Могла ли я подумать, когда училась в школе, в учебном заведении и даже, работая учителем в школе, что буду учить детей рисованию. Нет… Но я точно знаю, что именно та путь, которую прошла в этой школе, помогла мне стать учителем изобразительного искусства.
Когда впервые пришла в школу, стала работать воспитателем продленной группы, потом учителем начальных классов, домоводства, национальной культуры и … до учителя информатики, вся эта мозаика раскрывает картину, что ты сельский учитель. Сельская жизнь как бы сама подсказывала суть и содержание работы молодому педагогу. Если не к тебе, то к кому пойдут твои ученики. Ведь нет в селе ни художественных классов, ни студий, ни театров, ни Дворцов детства, как в городах и улусных центрах. Вот и пришлось всему научиться и научить всему тому, что умеешь, своим ученикам. Именно внеклассная работа делает "огранку, шлифует самородок, дает блеск и красоту простому камню".

Вокруг меня всегда были и есть творчески работающие коллеги, которые находятся в постоянном развитии и поиске. Постепенно совершенствовалось и мое мастерство. Опыт работы по национальному шитью, народным промыслам были обобщены и распространены не только в республике, но и на российском уровне, на страницах журнала "Школа и производство" №4 МО РФ, "Школа-Пресс 1" 2002 года.
Став учителем изобразительного искусства и мировой художественной культуры, как бы открыла для себя новую страничку. И эта страница для меня самая увлекательная и интересная. Начиная работу учителем изобразительного искусства с 2000 года, остановила свой выбор на изучение предмета по авторской программе, разработанной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского. Программа представляет собой целостный интегрированный курс, который системно соединяет в себе изучение основ всех видов пространственных искусств. Программа рассчитана на сдвоенные уроки, но может быть изучена и при одном учебном часе в неделю. Работаю по этой программе вот уже десятый год и каждый раз в ней нахожу, что-то такое, новое, а иногда "свое". Думаю, что по этой программе учитель должен работать, именно, сочетая урок и внеклассную работу.
Учитель изобразительного искусства не просто учит рисовать учеников, а прививает в них положительные качества человека, воспитывает быть достойными гражданами своей Родины, своего народа. Как научить ребят любить Родину? Думаю, сердцем и любовью. Если сам учитель любит и уважает культуру, традиции и историю своего народа, он сможет передать это детям. Ведь они - наше будущее. Возможно, сейчас они не осознают ту ответственность, которая на них возлагается по негласному праву наследства. Они просто живут, радуются, огорчаются…. Но, надеюсь, придет время, и с помощью взрослых, в том числе и моей, ребята поймут и оценят, в каком уникальном месте они родились и выросли.

Понять внутренний мир ребенка нелегко. Биологи утверждают, что ребенок - это уникальный эксперимент природы, он неповторим. При своем индивидуальном своеобразии ребенок как нераскрытая книга. Любопытство - жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая в психологии, характерна для каждого здорового ребенка. Поэтому учитель должен понять и обогатить духовный мир ребенка средствами искусства. Определяющим фактором нужно избрать не методы, а содержание обучения, которое формировалось на протяжении всей истории развития человечества, и отказываться от него не следует. На своих уроках учитель помогает ребятам увидеть и понять красоту окружающего мира.
Учителя музыки, ИЗО, МХК занимают в школе особое место - знакомят детей с миром искусства. А зачем современному человеку знать искусство? Что оно дает?
В первую очередь искусство позволяет познать мир, оно имеет дело с тонкими сферами человеческого сознания и психики, формирует духовный облик наших учеников.
Искусство раскрывает мир не в сухих цифрах и строгих логических схемах, а в образах, живых картинах, затрагивающих эмоциональную сферу человека, будящих воображение, оно рождает массу ассоциаций и заставляет не только мыслить, но и сопереживать. Ребенок познает мир и себя в нем, определяет свои ценностные ориентации.

Все дети талантливы. И моя задача - в каждом ребенке увидеть талант и развить его. В современных условиях, когда бурно развиваются информационные технологии, остро встает задача совершенствования традиционных форм, методов, средств и техники обучения. При использовании компьютерных средств обучения учитель перестает быть для ученика единственным источником информации, носителем истины, а становится партнером. Компьютер выступает не просто ускорителем передачи информации в образовательном процессе, а открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности учащегося. Например, для учителя рисования компьютер это новый инструмент, новый материал, новая техника для изображения. Средства компьютерной обработки графической информации нужны каждому специалисту: инженеру, медику, агроному, издателю, дизайнеру. Но больше всего художнику, как еще один совершенный инструмент в повседневной работе, наравне с карандашом и кистью. Современные художники используют средства машинной графики для рисования мультфильмов, создания необычайных эффектов в телепередачах, фильмах, рекламах.
Используя ИКТ в своей педагогической работе, поняла, что применение информационных технологий отличается высокой результативностью и способствует личностному развитию учащихся, повышению интереса школьников к учебным занятиям в целом, росту познавательной активности учащихся в процессе обучения, изменению самооценки учащихся, воспитанию активности и самостоятельности, развитию навыков глубокого, личностно-творческого постижения сущности изобразительного искусства, овладению взаимосвязей между различными видами искусства. И не только. Выступая на различных семинарах, проблемных курсах по использованию ИКТ в своей работе, пришла к выводу, что современный учитель должен идти в ногу со временем.
Каждый учитель должен понять, что во все времена учитель всегда был просветителем. Самое главное достижение учителя - это ученик, ставший успешным в современном мире!

 
     
             
Hosted by uCoz