Непрерывное художественно-эстетическое образование учащихся
в системе работы педагога сельской школы

 
  МОУ "Едейская средняя общеобразовательная школа им.З.П.Саввина МО "Намский улус" РС(Я)"  
  
 
 
 
 

 
 

Основные результаты деятельности педагога

ПРОГРАММАЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Рабочая программа ПД по изобразительному искусству и технологии «Основы дизайна и дизайн одежды» 9 класс

Программа элективного курса по мировой художественной культуре «История изобразительного искусства Якутии» 11 класс

Программа ПД по изобразительному искусству «ОСНОВЫ АКАДЕМИЧЕСКОГО РИСУНКА» 11 класс

Тема урока: Выразительные возможности аппликации.  

Композиция из осенних листьев, цветков.

2 класс. Урок 4

Цель: ознакомить с выразительными возможностями аппликации из гербария, техникой флористики.
Задачи урока:
Образовательная - познакомить учащихся с техникой флористики, основными этапами работы из гербария. Изготовление орнамента из сухих листьев цветков.  
Воспитательная - продолжить формирование аккуратности, добросовестного отношения к труду, дисциплинированности в работе и товарищеской взаимопомощи, воспитание к бережливому отношению к книге.
Развивающая - научить учащихся составлять из готовых элементов орнамент в виде полоски, способствовать в пробуждении фантазии, развивать ручные умения,  чувство формы, глазомер и цветоощущение в процессе изготовления закладок для книг.

Материалы:

  • Для учителя (Картины из флористики, цветочные композиции из гербариев оклеенные скотчем, таблицы по технологии изготовления закладки, открытки,  композиционные решения)
  • Для учащихся ( Альбомы, ножницы, карандаши, гербарии, клей ПВА, ножницы  и т.п.)

План урока:     

  • Организационная часть - 2 мин.
  • Краткий рассказ учителя - 8 мин.
  • Основная часть урока (практическая работа – составление композиции) - 30 мин.
  • Заключение (оценка работ учащихся, обобщение)- 5 мин.

Ход урока
1. Организационная часть, приготовление рабочего места, инструкция по ТБ с инструментами и материалами.
2. Краткая беседа учителя о составлении композиции из гербариев.
Флористика – это вид декоративно-прикладного искусства, в котором произведения создаются из засушенных природных растительных материалов, сохраняющих свои цвет и форму. Сюда относятся травы, мхи, цветы, пух, семена, шишки, солома… «Флористика» от слова «флора» - растения.
Высушенные растения можно использовать в создании объемных, барельефных, плоских композиций, картин, панно. Композиции из флористики могут быть сюжетной, отображающей те или иные события, предметной, состоящей из отдельных изображений, декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Картины можно создать на любую тему, очень красиво получаются пейзажи из сухих листьев, соломки, можно даже использовать кору деревьев, семечки и т.д. Из сухих листьев можно создавать натюрморты, портреты.
Панно могут быть разного размера и формы. Под стеклом и без стекла, барельефными, полуобъемными. При изготовлении композиций под стеклом сначала определяют размер плоскости. Можно подобрать размер по размеру стекла или рамы. По этому же размеру вырезается твердый картон (ДВП) или фанера. Затем подбирают подкладку. В качестве подкладки можно использовать цветную бумагу, тонированную акварелью, гуашью, а еще лучше использовать бархатную бумагу. Цветки и листья размещают на подкладке, положенной на картон, а затем их приклеивают очень маленькими капельками клея (ПВА, «Момент») после этого прикрывают стеклом и вставляют на раму. Можно окантовать клейкой лентой или плотной бумагой. (Показ работ кружковцев «Палитра»)
Очень красиво получаются покрытые скотчем узоры, маленькие композиции из цветков. Из них можно сделать для подарка закладки для книг, открытки. Закрепленные скотчем работы долго хранятся, легкие и когда мнутся, не ломаются. Самые простые композиции можно сделать в форме книжной закладки. (Показ работ учащихся). Наш второй класс очень бережливый. Любим книги и читать. Поэтому нам нужны закладки. Скажите, а для чего нужны закладки? (Прослушиваем несколько вариантов ответа учащихся). Вот поэтому сегодня на уроке мы научимся делать композиции из гербариев в форме закладки.

      • Практическая часть: Объяснить технологию изготовления закладки на таблице. Составление композиции  из цветков и листьев.
      • Технология изготовления закладки:

а) – подготовить маленькую композицию или узоры из гербария;
б) – покрыть скотчем с наружной стороны;
в) – с задней стороны наклеить картон или ватман. Можно так же изготовить маленькие открытки.

 

 

 

 

 

  • Объяснение составления композиции.

Композиция, или гармоничное расположение элементов в работе флористики и не только, в любом художественном произведении, зависит от формата. Во флористике в основном это квадрат, прямоугольник, круг, овал.
Композиционный центр – это тот, главный, самый интересный участок изображения, который несет смысловую нагрузку.
В декоративной композиции могут быть несколько композиционных центров и располагаться они могут по-разному. Симметричное расположение композиционных центров придает композиции характер статичности, устойчивости. Несимметричное положение композиционного центра делает композицию динамичной. (Показ таблиц по композиции). Сегодня ознакомимся с симметричной композицией.

Симметричная композиция в квадрате, прямоугольнике.

 

 

 

 

 

 

Для композиции закладки нам нужно:

        • Один большой цветок или две, три маленьких. Возможно, кто-нибудь захочет сделать композицию из одних цветков, а кто-то только из листьев.
        • Листья примерно одинаковых размеров 4-6 штук
        • Подготовленные полоски бумаг (бархатные, цветные, белые)
        • Скотчи

Индивидуальная работа учащихся:

    • составление композиционных эскизов закладки;
    • выбор материала, лучшего эскиза для своей задумки;
    • изготовление закладок.

Во время работы индивидуальные объяснения учителя при составлении и изготовлении закладки. Помощь при склеивании скотча.  

      • Обобщение, самооценка своих работ учащимися, оценивание  работ друзей:
  • Сегодня на уроке, каким видом искусства познакомились?
  • Что еще можно изготовить по технике флористики?
  • Поговорка «Семь раз померь, один раз отрежь», чему нас учит?
  • Почему мы используем закладки для книг?
  • Выбираем лучшие работы своих друзей.
  • Проводим самооценку своей работы выборочно. 
  • В итоге выставление оценок за работы.

     Д/з: придумать еще несколько композиций в материале, кто хочет, может придумать оригинальные идеи при работе с флористикой.
Всего хорошего, до встречи!
Спасибо за хорошие работы и оригинальные композиции! Берегите ваши книги, используйте изготовленные закладки для чтении.
Работы учащихся:

Открытый урок
“Составление национального орнамента”
Работа в графическом редакторе «Paint»
урок в 5 «а» классе
предмет КОУ «Основы компьютерной графики»

Цель: ознакомить технологию составления растительного орнамента при помощи растровой графики «Paint».

  • Технология составления  симметричного орнамента
  • Технология составления орнамента в полоску с одного элемента.

Методическое обеспечение:

  • Компьютеры, проектор, экран;
  • Слайдовая презентация «ДПИ народа саха», для краткой беседы, презентация «О технологии составления национального орнамента» (Составлено учителем в программе «PowerPoint» с использованием эскизных работ в «Paint» и «Corel»)

Учащиеся практическую работу выполняют в графическом редакторе «Paint».
Ход урока:
Организационная часть - 2 мин.

  • Краткая беседа учителя о декоративно-прикладном искусстве народа Саха – 5 мин.
  • Показ слайда о технологии составления орнамента – 13 мин.
  • Практическая работа учащихся на ПК (составление орнаментов, цветовое решение композиций) – 20 мин.
  • В заключении самоанализ работ учащихся  -  5 мин.

1. Краткая беседа учителя начинается с показа слайдов о ДПИ народа Саха (показ презентации). Культура народа Саха очень самобытна, сложна и разнообразна. Предметы быта, домашняя утварь, украшения, коновязь или даже одежда – все украшены орнаментом, узорами. Все они созданы руками, какого конкретного мастера или мастерицы, которые даже не умели писать и читать.
Узоры и орнаменты образуют самостоятельную область изобразительного искусства – декоративно-прикладное искусство. Разница между ними состоит в том что, узор – это свободная композиция стилизованных элементов, а орнаменте ритмичное  чередование.
Орнамент рисуют не только в полосе, но и в круге, квадрате. Если узор или орнамент в полосе бесконечен, то в квадрате и круге он замкнут самой формой и подчиняется ей. Форма определяет композицию узора и орнамента.
В зависимости от основного изобразительного мотива. Орнамент и узор могут быть: геометрическим, растительным.
Геометрический орнамент состоит из геометрических форм и элементов. А растительный орнамент – ритмичное чередование растительных  форм. Модуль естественно составлен из растительных форм.
2. Учитель разъясняет при помощи слайдовой презентации технологию составления орнамента при помощи компьютера. Учащиеся в тетрадях пишут основные действия и команды при практической работе по составлении орнамента в графическом редакторе «Paint»:
Технология составления   симметричного орнамента:
1. Составление основного элемента лировидного узора 

  • Нарисовать один мотив лировидного узора с помощью инструмента «кисточка»;
  • В панели инструментов выбрать кнопку «выделение» и выделить рисунок;
  • Правой кнопкой «мыши» выбрать команду «копировать»a «вставить»;
  • В меню «рисунок» выбираем «отразить/повернуть…»aиспользовать действие «отразить слева направо» a выделяем a перемещаем при помощи курсива на другую часть орнамента.

2. Составление лировидного узора “Кеђуер

  • Нарисовать один элемент лировидного узора
  • Нарисовать другие элементы лировидного узора
  • Команды «копировать» a «вставить»;
  •  В меню «рисунок» выбираем «отразить/повернуть…»aиспользовать действие «отразить слева направо» a выделяем a вставим на другую часть орнамента.

3. Для того чтобы составить орнамент  в полоску из одного элемента:

  • Рисуем «карандашом» или «кисточкой» один растительный элемент;
  • При помощи команд «копировать» a «вставить» множим составные части узора и ленточным способом составляем узор.

Показать эскизы лировидных узоров “Кеђуер”, эскизы национальных        
 якутских рукавиц.
3. Практическая работа учащихся на ПК.
Самоанализ работ.
Д/з: Самоанализ выполненных работ,  упражнения на ПК, составление орнамента для рукавиц (орнамент в полоску, лировидный орнамент) 

 
     
             
Hosted by uCoz