Непрерывное художественно-эстетическое образование учащихся
в системе работы педагога сельской школы

 
  МОУ "Едейская средняя общеобразовательная школа им.З.П.Саввина МО "Намский улус" РС(Я)"  
  
 
 
 
 

  

Непрерывное художественно-эстетическое образование учащихся в системе работы педагога сельской школы

 Учитывая роль художественно - эстетического воспитания во всестороннем развитии личности, все более актуальным становится проблема организации, выбора путей и форм художественно - эстетического образования и воспитания. Современная школа ориентируется на интеллектуальное развитие ученика. В последнее время в школах с профилирующими предметами, продолжается вытеснение предметов эстетического цикла из учебных планов. Особенно это происходит в школах, где учебный план переполнен до отказа, насыщен "фундаментальными дисциплинами". Но и в обычной школе, где уроки рисования проходят только 45 минут в неделю, за это время ребенок не может полностью раскрыться. За 45 минут, конечно, можно передать что-то ученику. Потом другой визит ученика будет только через неделю. Такие условия тоже не в пользу эстетического воспитания и обучения подрастающего поколения. Данная проблема определила тему работы: «Непрерывное художественно-эстетическое образование учащихся в системе работы педагога сельской школы».

Актуальность:  современная школа, как показывает практика, больше ориентируется на интеллектуальное развитие ученика и такой подход не учитывает всего потенциала человека. Таким образом, увеличение актуализации лишь интеллекта не предполагает всестороннего развития ребенка. Такой немаловажный фактор, как художественно-эстетическое воспитание, сегодня отошел на задний план в воспитательной системе школ. Сегодня востребованными являются гуманистические теории, учитывающие особенности личности каждого ученика. Данная проблема побуждает искать новые формы и методы организации кружковой работы. Перед учителями, руководителями дополнительного образования стоят новые задачи обновления в организации кружковых работ в эстетико-технологическом направлении в общеобразовательной сельской школе.
Объект исследования – работа художественно-эстетического кружка  в  общеобразовательной сельской школе.
Предмет исследования – формы и методы организации кружка изобразительного   искусства.
Цель: Развитие индивидуальных интересов, склонностей и способностей с помощью художественно - эстетического образования и воспитания в условиях общеобразовательной сельской школы.
Общеобразовательные задачи: расширение и углубление знаний, освоение практических знаний учащихся о мире пластических искусств, таких, как изобразительное, декоративно-прикладное, овладение умениями, навыками, способами художественной деятельности на основе творческого опыта.
Воспитательные задачи: воспитание нравственных и эстетических чувств, любовь к родной природе, Родине, народному искусству, осознанного творческого подхода к работе, отношения к результатам своего труда, формирование и развитие интереса к изобразительному искусству, к различным прикладным технологиям, формирование эстетических вкусов и представлений.
Практические задачи: развитие и совершенствование мастерства в обучении различным изобразительным техникам, приемам, овладение дизайнерскими навыками, повышение качественного уровня при выполнении практических заданий.
При решении всех этих педагогических задач внеклассная работа должна строиться на основе принципов обучения и воспитания школьников. Организация художественно-эстетического творчества учащихся во внеучебное время требует специфических особенностей. Наша школа по этой теме имеет богатый опыт и работает уже много лет. Работают кружки, кроме этого ведутся дополнительные часы по выбору, элективные курсы с наиболее углубленным изучением.
Гипотеза - предоставление учащимся возможности удовлетворить интерес к изобразительному искусству и дизайну с учетом индивидуальных особенностей, уровня развития, природного окружения, среды позволит школьникам самостоятельно продумывать, создавать свое окружение в гармонии со своим интересом, характером, т.е. вовлечет их в дизайн-деятельность, что необходимо в любом виде творческой деятельности.
Новизна - в последние годы повальное увлечение умственным развитием школьников привело к "выпадению" эстетического воспитания из системы учебно-воспитательного плана, поэтому новизна заключается в системной работе педагога в непрерывном художественно-эстетическом образовании в рамках общеобразовательной сельской школы.
Практическая значимость - заключается в разработке непрерывного художественно-эстетического образования школьников, проект организации кружка по изобразительному искусству может быть использован, и найти применение при создании индивидуальных образовательных программ, календарно-тематических планов преподавателями общеобразовательных школ и дополнительных образовательных учреждений.
Пути эстетического воспитания с помощью изобразительного и декоративно-прикладного искусства бесконечно разнообразны. Для приобщения школьников нужно найти такие материалы, которые привлекают, интересуют детей. Приобщение детей к творчеству ведется не только как обучение приемам и технологиям, но и как беседы. Для развития творческих способностей школьников в школе работают различные кружки, одной такой из них является кружок изобразительного искусства "Палитра", где могут заниматься все желающие школьники с 1 по 11 классы. Основной целью кружка "Палитра" является приобщение школьников к прекрасному, формирование любви к окружающей природе, предоставление учащимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к изобразительному искусству и дизайну. Деятельность кружка развивается по таким направлениям как: юный художник; академический рисунок; основы дизайна; компьютерная графика; история изобразительного искусства.
Кроме урока по изобразительному искусству, кружковой работы ведутся дополнительные часы для 8 классов КОУ "Дизайн и архитектура в жизни человека", индивидуальные занятия "Компьютерная графика"; для 9 классов элективный курс "Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)", проектная деятельность "Основы дизайна и дизайн одежды"; для 10 классов элективные курсы "Фильм - искусство и технология", "История изобразительного искусства"; для 11 классов элективный курс "История изобразительного искусства Якутии", индивидуальные занятия "Академический рисунок".
"Мировая художественная культура" ведется как урок в 10-11-х классах. Эти предметы, дополнительные часы, курсы являются стержнем непрерывного художественно-эстетического образования в системе работы педагога в сельской школе.
По данной образовательной программе работаю десятый год. За этот период организовала кружок "Палитра", веду элективные курсы, проектную деятельность, участвовала в обучении на республиканских, внутришкольных летних лагерях художественно-эстетическое образование по предмету изобразительного искусства. Выступила на улусном, региональном, республиканском педчтениях, провела мастер-классы на курсах повышения квалификации педагогов, семинарах, конференциях республиканского уровня, а также участвовала в проведении республиканских авторских курсов учителей эстетико-технологического цикла (2005 г.) по теме "Экологическое воспитание в художественно-эстетическом воспитании" и "Информационные технологии как условия активизации познавательной деятельности учащихся", где получила одобрение своих коллег.

Апробация материалов исследования – были изложены в выступлениях "Экологическое воспитание в художественно-эстетическом воспитании" на внутришкольных педагогических чтениях (Едейцы, апрель 2002 г.), опыт работы как методическая помощь учителю: "Флористика в кружковой работе" на улусных педагогических чтениях (Намцы, 2003 г.), распространение опыта по учебному округу "Лена" по этой же теме (Намцы, 26 марта 2003 г.), распространение опыта работы в форме мастер классов по изобразительному искусству на республиканском образовательном летнем лагере "Гармония" (2003, 2005 гг.), мастер класс на республиканской выставке-ярмарке "Сельская школа", выступление на республиканское радиовещание (Октемцы, август 2003 г.), мастер класс, выставка работ школьников на республиканских авторских курсах Яковлева А.Д. (Едейцы, ноябрь 2003 г.), на республиканских проблемных, фундаментальных курсах учителей технологии и изобразительного искусства (с.Ымыяхтах, октябрь, г.Якутск, ноябрь 2005 г), выступления "Электронное портфолио учителя" на региональном семинаре с молодыми руководителями школ Хангаласского улуса, (с.Ымыяхтах, Намского улуса, февраль 2008 г.), "Обобщение педагогического опыта работы" на республиканских проблемных курсах ГОУ ВПО СГПА "Педагогическое кредо: мир ребенка, социокультурной потенции", (с. Техтюр, Мегино-Хангалаского улуса, февраль 2008 г.), выступление "Организация кружка по ИЗО" и мастер-класс "Компьютерная графика и дизайн", на республиканской НПК "Дуальное образование", (с. Сунтар, Сунтарский улус, март 2009 г.), по этой же теме на республиканской YII педагогической ярмарке "Сельская школа", (с.Бердигестях, Горный улус, июнь 2009 г.), в докладе "ИКТ как условия активизации познавательной деятельности учащихся" на IV республиканских Самсоновских чтених, (п. Хатассы, февраль, 2009 г.), в виде семинарана "ИКТ для активизации познавательной деятельности учащихся" на республиканском летнем институте "Профессиональный рост. Молодой педагог", (г.Якутск, июнь 2010), распространение опыта работы, мастер -класс "Информационные технологии как условия активизации познавательной деятельности учащихся" на проблемных курсах ИПКРО "Основные подходы к реализации технологического образования", (г. Якутск, ноябрь 2010 г.), в виде семинара "Использование ИКТ в творческой работе учителя и учащихся" на республиканских проблемных курсах для учителей технологии, (г. Якутск, ноябрь 2010 г.).

Учащиеся успешно участвуют на улусных, республиканских, всероссийских и международных выставках по изобразительному искусству, занимают призовые места. Каждый год один воспитанник кружка организует персональную или творческую выставку.

 
     
             
Hosted by uCoz