МОУ "Едейская средняя общеобразовательная школа имени З.П.Саввина Намского улуса Республики Саха (Якутия)"
ШАГ НАВСТРЕЧУ
 
"Сделайте шаг навстречу…", эссе
"У человека нет лучшего призвания, чем осознать себя
Человеком и стать творцом культуры". Конфуций

Почтенный учитель человечности Конфуций определил пути очеловечивания человека и его совершенствования таким образом: "В 15 лет я обратил свои помыслы к учению. В 30 лет имел прочную опору. В 40 лет у меня не осталось сомнений. В 50 лет знал веление небес. В 60 лет настроил свой слух. В свои 70 следую зову сердца, не нарушая правил".
Если исходить из размышлений Конфуция, то я нахожусь в том Мире, когда меня перестали мучить сомнения: туда ли я иду и той ли дорогой я иду. Кем являюсь я сегодня? Я сегодня - педагог, точнее, педагог-психолог. Наименования у профессии, выбранной мною, составляют приличный синонимический ряд: учитель - педагог - преподаватель - наставник - воспитатель и т.д. Однако мне больше по душе такое определение: тьютор. Это или малознакомое, или полузабытое слово наиболее точно характеризует дело, которому я служу: тьютор - человек, поддерживающий ребенка в его развитии. Да, да! В первую очередь, я взрослый рядом с ребенком, а уж потом - педагог рядом со школьником.
Особенности моей работы как педагога-психолога в роли руководителя службы социально-психологического сопровождения школы мало чем отличается от деятельности школьного практического психолога, но все же имеет свою специфику. Педагог- психолог как бы находится "во главе разработки программы взаимодействия участников образовательного процесса". Потому, чтобы реально повлиять на образовательный процесс, он должен стать значимым для него. Как известно из социально-психологических исследований, значимость участников совместной деятельности друг для друга обусловлена определенным совпадением их потребностей и ценностных ориентаций. Следовательно, педагогу-психологу необходимо провести специальную работу, направленную на сближение ценностных ориентаций и установок, достижение взаимопонимания. Тогда, в результате этой работы можно достичь положительно- эмоциональной среды на селе, систему социально-психологических условий личностного роста, обучения и развития детей, значительного повышения эффективности воспитательных воздействий на детей. Вот почему образовательную программу своей деятельности я назвала "Шаг навстречу…". Нам, педагогам, просто необходимо сделать шаг навстречу, чтобы понять и помочь участникам образовательной деятельности, особенно детям.
Я считаю, что ребенок, с одной стороны, несомненно, уникален: нет двух совершенно идентичных детей. Но с другой стороны, никто не станет отрицать, что в детях есть и много общего, повторяющегося. Ребенок как индивид, как часть природы, как часть социума, как часть духовного пространства интересен в своих поступках, мыслях, действиях… Он способен быть созидателем или разрушителем, творить добро или зло, быть свободным или раболепствовать, быть мыслящим, любящим, духовным или иным.

Мое педагогическое кредо: подтолкнуть ребенка к нахождению пути, на котором он обретет здравомыслие и человечность. Мы должны увидеть рядом чудо - ребенка и увидеть так, чтобы ему помочь подняться все выше и выше. Вырастить из него духовно красивого человека и самому сделаться таковым. Мы должны понять, что школа - это то место, которое предопределяет отношение к человеку, работающему в этом месте. Подобное отношение к школе, к дому, в котором происходит осознание себя Человеком приятно всегда.
Нам, педагогам, дано право приходить каждый день в школу, к детям, приходить не как учитель, а как человек, который хочет понять, кто он есть. Я знаю, что меня ждут. Это великая радость, когда ты нужна, когда тебя хотят видеть, слушать… Дети всегда от нас ждут поддержки и помощи, доброго настроения и душевного покоя от общения с нами. Наша с вами, коллеги, задача - оправдать их доверие, помочь им найти себя в этой жизни, раскрыть свои способности и таланты. И мое желание получить положительный результат от своего труда дает мне силу и уверенность в достижении поставленной цели.

Конфуций считал, что нет предела человеческому совершенствованию. Это нас с вами должно успокоить. Нам с вами дана возможность духовного роста. Стоит лишь очень захотеть и научиться, не только правильно действовать, но и правильно чувствовать. Узнать, для чего рожден Человек, можно, лишь внимательно изучив и прислушавшись к себе. За то, что должен совершить сам человек, никто другой не сделает. Прав был во много раз Ф.М.Достоевский, когда писал, что ЧЕЛОВЕК - это есть ЗАГАДКА, и если будешь разгадывать эту загадку всю свою жизнь, то не говори, что зря потерял время.
Сегодня необходимо целостное представление о человеке, о классе, только при таком отношении возможно сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с классом. Глубокое познание действительности осуществляется в единстве чувственного и рационального. Как хочется, чтобы тенденция к восприятию мира как единого целого привела к существенным изменениям в философии образования и воспитания, направляя к новому способу деятельности ученика, жизненная задача которого, сохранять хрупкое равновесие систем "человек и природа", "человек и общество", "человек и человек".
Оглядываясь с настоящего времени на свой пройденный путь, я могу с уверенностью сказать: сделайте шаг навстречу… и придет время, когда Вы с уверенностью можете сказать: "Сделайте шаг навстречу…".

Босикова Изабелла Николаевна,
педагог-психолог Едейской СОШ
Намского улуса РС(Я)

Контакты:
Рабочий телефон:
8(41162)25093
Электронная почта:
izabella.bosikova@yandex.ru
 
Hosted by uCoz