МОУ "Едейская средняя общеобразовательная школа имени З.П.Саввина Намского улуса Республики Саха (Якутия)"
ШАГ НАВСТРЕЧУ
 
КОНЦЕПЦИЯ
психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
"Шаг навстречу"

Концепция психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса "Шаг навстречу" представляет собой систему взглядов, принципов и основных направлений деятельности службы ППС школы на создание системы социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка.
Нормативно-правовой базой концепции являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Конвенция о правах ребенка №44/25 от 20.11.89г.;
- Законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1;
- Федеральный закон от 24.06.99 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- "Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России";
- Концепция развития психологической службы образования РС(Я);
- Нормативные акты федеральных и республиканских государственных органов власти и управления, приказы и иные нормативные документы соответствующих государственных и муниципальных органов управления;
- Положение о службе практической психологии в системе образования Республики Саха (Якутия) (Утверждено решением коллегии МО РС(Я) 08.06.07(приказ МО РС(Я) № 01-08/1188 от 18.06.07 г.) ).
Социокультурная ситуация сельского социума
Село Ымыяхтах находится в 35 км. от центра улуса, от столицы республики г.Якутска - в 55 км. В селе проживают 1167 человек. Из них женщин - 622, мужчин-545, детей 405. В школе обучаются 207 учащихся, детский сад посещают около 70 детей. Из 214 пенсионеров 18 работают. Трудоспособного населения 504 человек, 340 из них заняты в народном хозяйстве, 164 в государственном секторе, 44 инвалида, 60 сельчан не имеют постоянной работы, так что проблема занятости очевидна.
В селе имеется: администрация, школа, больница, детский сад "Чуораанчык", клуб, библиотека, почта, филиал ГУП ЖКХ, цифровой АТС, ветеринарный участок, магазин "Чорон" ЧП "Прокопьев", 2 пилорамы, арочный гараж, 12 крестьянских хозяйств, сельскохозяйственный кооператив "Хоту", созданный на базе бывшего отделения совхоза "Едейский".
Село славится матерями-героинями, их в селе 14. Дети матерей-героинь живут и трудятся на родной земле. Уже выросли внуки и правнуки. На базе школы создан музей "Материнской славы".
Протяженность села 6 км, площадь 78444 га. Имеются 2 уникальных озера и речная протока. Село расположено в низовьях горного хребта "Кангаласский". Село богато сенокосными угодьями. Имеются большие площади пашен и места дикорастущих ягод.
Социально-экономические условия села благоприятны. 95% населения пользуются природным газом, строится водопроводная магистраль. Жители массово увлечены спортом, на спортивных соревнованиях различного уровня спортсмены села становятся победителями и призерами. Занимаются в спортивном зале школы. В данное время строится новый зал. Особое предпочтение отдают волейболу, баскетболу, лыжным гонкам, легкой атлетике. На полном энтузиазме сельчан работает клуб шашистов. Сельчане занимаются в самодеятельном кружке хора, созданном членом Союза композиторов РФ Зыряновым В.А.. В этом году хоровому коллективу присвоен статус "Народного хора". Они любят заниматься и гордятся им. Также увлечены самодеятельностью, танцами, и не только народными: в селе есть филиал Намской детской музыкальной школы, класс хореографии который имеет один выпуск. В сельском доме культуры работает клуб восточного танца "Намыйаана". Сельчане обладают врожденным чувством того самого патриотизма, о котором так много говорят. Оно присуще им с рождения и развился, укрепился по мере взросления среди родной природы, среды хорошо знакомых друг друга сельчан. Сельчане работают, находят время и для любимых занятий спортом и творчеством, а главное, воспитывают детей. Сельчане не утратили в хаосе перемен различных реформ тот метод воспитания, который был у наших предков, т.е. "воспитание всем миром". Здесь каждый осознает ответственность за воспитание подрастающего поколения. Ведь поколение сменяется новым. На их место придут молодые, которые здесь родились и выросли. 70 % педагогического состава школы, 75 % педагогического состава детского сада "Чуораанчык" - коренные жители.
Эффективная реализация учебно-воспитательного процесса школы невозможно без обращения к социуму. Ведь социальная среда влияет на школу и особенности воспитания в ней. Отсюда перед нами возникает такая проблема, хорошо знать то, что происходит во внешней среде, её положительные и отрицательные воздействия на ребенка, и организовать школьную жизнь так, чтобы максимально нейтрализовать (компенсировать) негативное и, соответственно, усиливать позитивное влияние окружающей среды.
Определение различных жизненных проблем
Экологические
Село расположено на месторождении каменного угля, находится на низменности и затопляется каждой весной, хотя здесь большинство сенокосных угодий улуса. Нарушение ландшафта, экологический дисбаланс уже несут угрозу хозяйствам.
Социальные
Низкий образовательный уровень населения, малая доходность хозяйств, безработица, неполный состав семей вместе создают трудности в выстраивании конструктивных взаимоотношений. Но с другой стороны, образ жизни сельских детей включает различные виды деятельности - сенокос, уход за приусадебным хозяйством и домашними животными, обеспечение водой (льдом), приобщение к технике, охоте, которые могли бы стать основой совместной деятельности. Специфика такой жизни предполагает социально-интегративный уклад школьной системы.
Семейные
Интересы большинства семей ограничиваются каждодневными заботами о выживании. Вопросы воспитания, формирования личностных качеств ребенка не входят в первостепенную задачу семейного воспитания. Ослаблено воспитательное воздействие семьи на ребенка. Наблюдается неопределенность духовно-нравственных ориентиров в воспитании.

При реализации Концепции одним из главных положений является сотрудничество педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса. Педагог - психолог справится со своей сложной профессиональной задачей только в том случае, если сможет наладить с педагогами школы прочный профессиональный контакт, истинное сотрудничество с родителями и общественностью села, позволяющее создавать детям комфортные и продуктивные учебные и развивающие условия.
Для эффективной и качественной организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса школы мы опираемся на ресурсы Центра СПС и психолого-консультативный центр поддержки молодежи Намского улуса. При разработке модели ППС школы значительное внимание уделено групповой работе с учащимися, родителями и педагогами, т.к. проводимые занятия направлены на самопознание и саморазвитие личности, формирование адекватной самооценки, развитие творческого мышления и сопереживания
Идеи концепции психолого-педагогического сопровождения:
" Систематическое отслеживание психолого-педагогических особенностей и динамики психического развития учащихся в процессе образовательного процесса.
" Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
" Создание социально-психологических условий для оказания помощи детям с проблемами в обучении, поведении (дети "группа риска")
Цель психолого-педагогического сопровождения - создать наиболее благоприятные условия в социально-педагогической среде для личностного, интел-лектуального развития, самореализации и социализации ребенка.
Принципы сопровождения:
" принцип развития личности за счет ее собственной активности;
" принцип ориентация на субъект-субъектное взаимодействие;
" принцип системности и непрерывности;
" принцип открытости и гуманизации;
" принцип индивидуализации;
" принцип комплексности.

Сопровождение предполагает взаимодействие педагогов, родителей, общественности и ученика.
Задачи сопровождения:
- Осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у учащихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды)
- Осуществление в разнообразных формах индивидуальное сопровождение развития ребенка, направленное на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения, общения, на этапе выбора профиля обучения и профессионального самоопределения.
- Проведение комплекса мероприятий для выявления и сопровождения учащихся "группы риска".
- Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка.
- Реализация системно-ориентированных программ сопровождения, направленных на профилактику проблем в учебной, социальной и эмоционально-волевой сферах, сохранение здоровья учащихся.
- Осуществление информационной поддержки учащихся, учителей, и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах; а также по вопросам выбора профиля обучения.
- Распространение опыта сопровождения учащихся, повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса

Основные методы сопровождения:
" диагностический,
" информационный,
" проектировочный,
" консультативный.

Направления ППС образовательного процесса в школе:
1. Профилактическая работа (сопровождение учащихся с социально-эмоциональными, учебными проблемами, ППС учащихся "группы риска", профилактика злоупотребления ПАВ)
2. ППС процесса адаптации учащихся в переходные периоды
3. Просвещение всех участников образовательного процесса
4. Психодиагностика образовательного процесса
5. Работа с педколлективом
6. ППС на этапе профессионального самоопределения.
7. Консультативная работа
Ожидаемые результаты реализации концепции:
- положительное оценивание педагогами реализации Концепции
- положительное отношение родителей и местного сообщества к школе
- развитие партнёрства (подписание договоров с организациями и с общественными организациями, творческие контакты с ВУЗами, ССУЗами)
- увеличение количества практически здоровых детей;
- увеличение количества детей и подростков, прошедших обучение по программам формирования здорового образа жизни и формирования жизненных навыков;
- увеличение количества педагогов, прошедших обучение по вопросам профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, среди учащихся;
- увеличение количества родителей, прошедших обучение по вопросам профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании среди учащихся;
- увеличение количества детей из групп риска, охваченных организованными формами досуга;
- снижение количества детей, состоящих на учете КДН, ПДН улуса

Контакты:
Рабочий телефон:
8(41162)25093
Электронная почта:
izabella.bosikova@yandex.ru
 
Hosted by uCoz